В современной экономике государственно-частное партнерство становится одним из важнейших механизмов решения общественно значимых задач. В связи с этим возникает необходимость осмысления мирового и отечественного опыта государственно-частного партнерства, а также распространения успешных практик применения этого инструмента.

Для удобства работы экспертов по теме концессий и государственно-частного партнерства будет собирать тематическую библиотеку изданий, публикаций, пособий, монографий, основу которых составляют различного уровня исследования теории и практики использования механизмов ГЧП как в нашей стране, так и за рубежом.

 

Раздел 1. АЭРОПОРТЫ. Энергия взлёта 

Раздел 2. ДОРОГИ, МОСТЫ, ТОННЕЛИ. Энергия передвижения 

Раздел 3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, ОСВЕЩЕНИЕ И ПУБЛИЧНЫЕ ЗОНЫ. Энергия городской среды 

Раздел 4. ОБЪЕКТЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ВОДООТВЕДЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. Энергия чистоты 

Раздел 5. ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. Энергия знаний и творчества 

Раздел 6. СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Энергия победы 

Каталог проектов

КОНЦЕССИИ 21 ВЕКА И НОВЫЕ ИНВЕСТОРЫ В ИНФРАСТРУКТУРУ 

Долгое время считалось, что государственно-частное партнёрство как механизм взаимодействия власти и бизнеса по решению тех или иных практических задач в сфере создания общественных благ возникает лишь под давлением критических для власти обстоятельств: надо строить дороги и школы, модернизировать системы водоснабжения и уличного освещения, а средств в бюджете на всё не хватает. Однако взгляд на развитие концессий в 21 веке добавляет иные акценты в устоявшееся представление.  

РАЗДЕЛ 1. АЭРОПОРТЫ. Энергия взлёта

12 октября 2014 г. на белом коне, в полной рыцарской экипировке на фоне современного здания гарцевал всадник. Через некоторое время из здания аэропорта вышла девушка. Рыцарь покинул седло, встал на одно колено и протянул ей обручальное кольцо. Девушка поцеловала рыцаря и… стали они жить долго и счастливо. «Так началась их сказка» — написали потом в репортажах с одного из театрализованных представлений аэропорта Пулково журналисты. Сказка же самого аэропорта началась с концессии.

4 декабря 2013 г. в 10:30 утра пассажиры рейса Санкт-Петербург – Дюссельдорф авиакомпании «Россия» совершили первый рейс из нового Терминала–1 аэропорта Пулково. Помимо строительства главного здания централизованного пассажирского терминала и северной посадочной галереи общей площадью 105 600 кв. м на привокзальной площади были возведены парковочный комплекс, четырехзвёздочная гостиница и бизнес–центр. Двухуровневая транспортная эстакада обеспечила подъезд пассажиров к аэровокзалу. Была осуществлена реконструкция перрона № 1, благодаря которой увеличилась его площадь с 250 тыс. до 400 тыс. кв. м, модернизированы по последнему слову площадки обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, а также площадки для испытания двигателей и складирования снега.

Все изменения произошли в рамках первого в России концессионного проекта в отношении аэропорта. Согласно концепции проекта, государство в лице города Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт «Пулково» передало консорциуму ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» для реконструкции и управления аэропорт сроком на 30 лет.

В разделе описаны инфраструктурные проекты, которые были реализованы c применением концессионной модели при строительстве и реконструкции различных аэропортов мира.

РАЗДЕЛ 2. ДОРОГИ, МОСТЫ, ТУННЕЛИ. Энергия передвижения

Летом 2009 г. Российская Федерация в лице Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ и консорциум ОАО «Главная дорога», сформированный управляющей компанией «Лидер», подписали первое в истории современной России концессионное соглашение федерального уровня о строительстве и эксплуатации на платной основе «Нового выхода на МКАД с федеральной ав - томобильной дороги M1 «Беларусь» Москва – Минск». Строительство началось в октябре 2010 г. после получения необходимых разрешений.

В разделе описаны лучшие инфраструктурные проекты, которые были реализованы c применением концессионной модели при строительстве, реконструкции и модернизации красивейших дорог, мостов и туннелей мира.

РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, ОСВЕЩЕНИЕ И ПУБЛИЧНЫЕ ЗОНЫ. Энергия городской среды

Волна реноваций городских территорий захватила старые европейские города. В 2007 г. на территории четырёх стран Центральной Европы — Германии, Италии, Польши и Словении, при поддержке Евросоюза стартовал проект «Второй шанс» с девизом «От индустриального прошлого к креативному будущему» (From Industrial Use to Creative Impulse). Главной задачей проекта стала организация совместной работы органов власти и частных партнёров по реорганизации бывших промышленно-коммунальных территорий и создание на них культурных центров.

В разделе описаны наиболее интересные инфраструктурные проекты, которые были реализованы c применением концессионной модели для преобразования городской среды известнейших городов мира.

РАЗДЕЛ 4. ОБЪЕКТЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ВОДООТВЕДЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. Энергия чистоты

Волгоградский водоканал встретил своё 125-летие в статусе концессионера. В июне 2015 г. в городе – герое Волгограде было заключено 30-летнее концессионное соглашение по модернизации и развитию современной городской инфраструктуры в сфере холодного водоснабжения и водоотведения между администрацией города и концессионером — компанией ООО «Концессии водоснабжения». Организатором финансирования проекта является ЗАО «Лидер» (Компания по управлению активами пенсионного фонда). Концессионную сделку, ставшую в сфере водоснабжения в 2015 г. крупнейшей в Европе, в корпоративной истории городского водоканала можно назвать третьим подходом к концессии.

В разделе описаны инфраструктурные проекты, которые были реализованы c применением концессионной модели при строительстве объектов водоснабжения, водоотведения и обращения с отходами в России, а также в других странах мира.

Раздел 5. ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. Энергия знаний и творчества

Благотворительность в культуре и образовании имеет под собой, как правило, глубокие личные корни и мотивации, корпоративное спонсорство — имиджевые и маркетинговые задачи. Государственно-частное партнёрство, оформленное институционально, всегда основано на принципе возвратности инвестиций. Наряду с прямым бюджетным финансированием эти формы обеспечивают материальную основу для сохранения наследия и интеллектуального развития человечества.

В разделе описаны инфраструктурные проекты, которые были реализованы c применением концессионной модели при создании объектов образования, науки и культуры.

Раздел 6. СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Энергия победы

Развитие программ по строительству и реконструкции локальных центров спорта и досуга с применением схем ГЧП реализуются во многих странах. Например, в Бельгии и России этот процесс стартовал примерно в одно время. В 2006 г. правительство Фландрии (один из трёх административных регионов Бельгии) и правительство Нижегородской области утвердили программы по строительству локальной спортивно–досуговой инфраструктуры. При некоторой раз нице в словах такие объекты можно определить привычным для России термином — физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), которые включают в себя бассейны, многофункциональные спортивные залы и рекреационные зоны. На основе принятых нормативных документов в каждом из регионов реализация программ стала проходить как за счёт бюджетов, так и с привлечением частных инвесторов.

В разделе описаны инфраструктурные проекты, которые были реализованы c применением концессионной модели при строительстве и реконструкции объектов спортивно–досуговой инфраструктуры.

Каталог проектов, информация по которым содержится в книге «КОНЦЕССИИ 21 ВЕКА. ЭНЕРГИИ РАЗВИТИЯ»