Начальник департамента финансовой банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Екатерина Сороковая рассказала о двух механизмах, разработанных Минэкономразвития России и направленных на привлечение инвестиций в инвестиционные проекты в приоритетных отраслях. Фабрика проектного финансирования, реализуемая совместно с ВЭБом, и инфраструктурная ипотека позволят комплексно решать задачу по развитию инфраструктуры на всей территории страны с максимальным экономическим эффектом.

СороковаяВ Минэкономразвитии России разработано два механизма, направленных на привлечение инвестиций. Первый - это Фабрика проектного финансирования, реализуемая совместно с ВЭБом для поддержки инвестиций в инвестиционные проекты в приоритетных отраслях. Основной инструмент, который при этом будет использоваться – синдицированное кредитование. 20 декабря 2017 года законопроект о синдицированном кредитовании был принят в третьем чтении в Государственной Думе. Документ направлен на решение проблемы недостатка средств для финансирования крупных, капиталоемких проектов. Принятие законопроекта позволит повысить доступность кредитов и увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики.

Второй механизм – это инфраструктурная ипотека. По словам Екатерины Сороковой, если разработка Фабрики была сложна, механизм инфраструктурной ипотеки - в разы сложнее, в его основе лежит инструментарий ГЧП и концессий.

Инфраструктурная ипотека предполагает качественно иной подход к использованию бюджетного ресурса. Прежде всего это обязательный анализ проектов на возможность использования концессионного механизма. Инфраструктурная ипотека также предполагает использование механизма государственных гарантий на базе суверенного фонда развития инфраструктуры.

Механизм инфраструктурной ипотеки и реформирование рынка ГЧП и концессий должны послужить комплексному решению задачи, которую поставил Президент России по развитию инфраструктуры на всей территории страны с максимальным экономическим эффектом. Это решение не ограничивается только разработкой финансового механизма для инфраструктурной ипотеки, который позволит максимально эффективно распределять бюджетные средства и мультиплицировать их, но и включает в себя ряд комплексных вопросов, в том числе в сфере строительства и земельных отношений. Также необходимо составление инфраструктурной карты с целью определения объектов строительства.

«Дорожная карта» инфраструктурной ипотеки подготовлена, но большая часть вопросов пока находится в проработке. Екатерина Сороковая отметила, что данная задача довольно амбициозная и требует привлечения усилий профессиональных сообществ, слаженной работы госаппарата и региональных властей.

Важно не просто создать механизм, который позволит реализовать инфраструктурный проект, но и правильно распределить риски, снизить нагрузку на государство, уйти от той модели, по которой сейчас осуществляется госзаказ.

Минэкономразвития России готово стать «единым окном», «точкой сборки» вопросов и позиций участников рынка ГЧП, которые в дальнейшем будут учитываться при обсуждении с профильными министерствами и ведомствами.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА по материалам IX Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России» и Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов InfraSummit (декабрь 2017 г.)