Железная дорога между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском, построенная по Указу Императора Николая I от 15 апреля 1836 года, стала шестой в мире железной дорогой общего пользования - первая была открыта в 1830 году в Великобритании и связала Ливерпуль и Манчестер. В издании «Концессии, изменившие мир» в главе «Коммуникации/Дороги» описаны подробности проекта по строительству Царскосельской железной дороги – концессии, в которой концедентом выступило Правительство Российской Империи.

Под первый железнодорожный проект Указом от 15 апреля 1836 года было учреждено «Общество Акционеров для сооружения железной дороги от С.-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска», которое могло пользоваться «всеми преимуществами казенных работ, то есть как бы сооружение сей дороги производилось непосредственно от Правительства». Срок действия привилегии устанавливался в 10 лет.

Чтобы собрать достаточно средств на строительство, было выпущено 15 тысяч акций достоинством по 200 рублей ассигнациями каждая, которые приобрели 700 акционеров. Так по подписке был собран капитал в 3 миллиона рублей. Строительство железной дороги началось 1 мая 1836 года.
Концессия, данная обществу ЦСЖД, предоставляла дорогу в полную собственность общества и не устанавливала срока, по окончании которого дорога должна была перейти в ведение правительства. Благодаря развитию дачного движения, через непродолжительное время дорога стала приносить акционерам чистую прибыль.

Несмотря на коммерческий успех предприятия, владельцам акций ЦСЖД пришлось от своей собственности отказаться: согласно условиям ее перехода к обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, акционерам ЦСЖД в начале января 1900 года было уплачено по 180 рублей за каждую акцию. Первый опыт организации железнодорожного движения в России доказал возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России. Несмотря на коммерческую выгоду для акционеров, экономического значения для России она не имела, однако опыт строительства и эксплуатации Царскосельской железной дороги был использован при сооружении магистрали Петербург - Москва.

Серия публикаций по материалам книги «Концессии, изменившие мир»

Полная версия Главы 2

Издание «Концессии, изменившие мир». Глава: Коммуникации/Дороги

Авторы: Светлана Бик, Андрей Радзиевский
При поддержке Управляющей компании «Лидер»