Новейшая история концессионных облигаций, успешные российские инфраструктурные проекты с привлечением средств НПФ, развитие индустрии негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, достоверные статистические данные и роль Банка России в формировании рынка долгосрочных инвестиций – в первой главе новой книги «В поисках реального», изданной в декабре 2017 года при спонсорской поддержке УК «Лидер».

Десять лет назад о рынке долгосрочных институциональных инвестиций в инфраструктуру в России не было и речи. И это несмотря на то, что к тому времени в нашей стране уже сложилась полноценная индустрия негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. А потребности в модернизации общественной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций привели к принятию в 2005 году Федерального закона «О концессионных соглашениях».

По данным Всемирного банка, представленным в начале 2017 года в докладе на Гайдаровском форуме, России нужны масштабные инвестиции в инфраструктуру. В 2012–2014 годах государственные расходы на инфраструктуру составили в стране менее 1% ВВП в год, в то время как потребности в таких инвестициях оцениваются на уровне $1 трлн, или 75% российского ВВП за 2015 год. Сокращение бюджетных инвестиций пока не компенсируется в сопоставимых масштабах привлечением частных инвестиций.

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), в 2016 году в России было объявлено 1836 концессионных конкурсов, абсолютное большинство которых представляли небольшие проекты до 100 млн руб. Поскольку российским законодательством не установлены минимальные пороги инвестиций для концессий, на торги могли быть представлены объекты стоимостью даже в несколько десятков тысяч рублей, что само по себе делает процедуру торгов дороже ожидаемого эффекта по привлечению инвестиций.

Лишь 117 концессионных конкурсов 2016 года предполагали объём инвестиционных обязательств частной стороны по проекту свыше 100 млн руб., из них инвестиционные обязательства свыше 1 млрд руб. зафиксированы только по 23 проектам. По результатам конкурсов в России в 2016 году было заключено 34 концессионных соглашения с объёмами от 100 млн руб. При этом суммарный объём обязательств концессионеров по проектам данной категории составил 258,5 млрд руб.

Вклад российских институциональных инвесторов – пенсионных фондов и страховых компаний – в финансирование инфраструктуры в 2016 году оказался ещё скромнее: суммарный объём выпусков концессионных облигаций, размещённых на Московской бирже в этот период, составил 17,5 млрд руб. Но и это не означает, что весь объём концессионных облигаций был выкуплен пенсионными фондами, среди покупателей могли быть и банки, и институты развития. Значит, по факту суммарно инвестиции НПФ в инфраструктуру были ещё меньше. При этом объём средств, накопленных в российской индустрии НПФ, превышает 2 трлн руб. То есть внутренние институциональные инвестиции не являются пока инструментами длинных денег и не направляются в модернизацию российской экономики. Почему?

Ответ на этот вопрос - в полной версии Главы 1.

Серия публикаций по материалам книги «В поисках реального. Активы и стратегии пенсионных фондов»

Глава 1. Россия. Инфраструктурные проекты в ожидании пенсионных инвестиций

Авторы: Светлана Бик, Лариса Солодухина, Дмитрий Бородин

Издательство: Экспертное агентство «Открытые коммуникации», декабрь 2017 г.

Тираж: 1500 экз.