Все решения и изменения в сфере акционерного и концессионного регулирования, которые нарабатывались по ходу строительства сети железных дорог в дореволюционной России, неизбежно оказывали существенное влияние на регулирование других сфер деятельности в экономике. В отсутствие общих законов через прецеденты в железнодорожной сфере, зафиксированные в уставах, правилах и условиях, развивались акционерные компании и концессии по всей стране. В четвёртой главе издания «Концессии, изменившие Россию» изложены уникальные исторические факты становления правового регулирования концессионных отношений в отечественной железнодорожной сфере.

Император Александр II сразу по окончанию Крымской войны и заключении парижского мира стал искать возможности строительства сети железных дорог. К тому времени работали уже две дороги: Царскосельская и С.-Петербурго-Московская. Первая была построена по концессии, вторая — за казённый счёт.

Александр II при создании железнодорожной сети решил строить дороги с привлечением частного капитала и не прибегать к ресурсам государственного казначейства. Близость членов монаршей семьи к железнодорожным проектам продолжилась и в следующем поколении. Наследник-цесаревич Николай Александрович стал одним из учредителей созданного в 1856 году «Общества Саратовской железной дороги». Вместе с ним первыми акционерами были великие князья Александр, Владимир и Алексей. Практика прямого участия высших особ и чиновников правительства в концессионных проектах впоследствии будет запрещена.

В регулировании концессионной практики по-прежнему главенствует сепаратный закон — Устав компании. В большинстве уставов и концессий «раннего» периода устанавливался довольно длительный срок, как правило, 80 – 85 лет, по истечении которого железные дороги переходят в казну. За государством при этом записывается право выкупать железные дороги через определённое время — обычно через 20 лет. 

Параллельно с наработкой практики и действием сложившихся деловых обычаев, в России выстраивается железнодорожное законодательство, которое, в виду отсутствия акционерного, включает в себя нормы общего права.

27 января 1857 г. выходит Указ Александра II о создании в России сети железных дорог, а в следующем году для выработки политики государства в отношении развития железнодорожной отрасли создаётся межведомственный Комитет железных дорог, первым председателем которого будет назначен канцлер иностранных дел граф Нессельроде.

Серия публикаций по материалам издания «Концессии, изменившие Россию». Четвёртая глава. «Соединяя известное число частных вкладов…»

Автор: Светлана Бик

Москва: Издательство «Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2015 г.

При поддержке Управляющей компании «Лидер»