
Строительство сети железных дорог: концессионная практика дореволюционной России
Все решения и изменения в сфере акционерного и концессионного регулирования, которые нарабатывались по ходу строительства сети железных дорог в дореволюционной России, неизбежно оказывали существенное влияние на регулирование других сфер деятельности в экономике. В отсутствие общих законов через прецеденты в железнодорожной сфере, зафиксированные в уставах, правилах и условиях, развивались акционерные компании и концессии по всей стране. В четвeртой главе издания «Концессии, изменившие Россию» изложены уникальные исторические факты становления правового регулирования концессионных отношений в отечественной железнодорожной сфере.
Император Александр II сразу по окончанию Крымской войны и заключении парижского мира стал искать возможности строительства сети железных дорог. К тому времени работали уже две дороги: Царскосельская и С.-Петербурго-Московская. Первая была построена по концессии, вторая — за казeнный счeт.
Александр II при создании железнодорожной сети решил строить дороги с привлечением частного капитала и не прибегать к ресурсам государственного казначейства. Близость членов монаршей семьи к железнодорожным проектам продолжилась и в следующем поколении. Наследник-цесаревич Николай Александрович стал одним из учредителей созданного в 1856 году «Общества Саратовской железной дороги». Вместе с ним первыми акционерами были великие князья Александр, Владимир и Алексей. Практика прямого участия высших особ и чиновников правительства в концессионных проектах впоследствии будет запрещена.
В регулировании концессионной практики по-прежнему главенствует сепаратный закон — Устав компании. В большинстве уставов и концессий «раннего» периода устанавливался довольно длительный срок, как правило, 80 — 85 лет, по истечении которого железные дороги переходят в казну. За государством при этом записывается право выкупать железные дороги через определённое время — обычно через 20 лет.
Параллельно с наработкой практики и действием сложившихся деловых обычаев, в России выстраивается железнодорожное законодательство, которое, в виду отсутствия акционерного, включает в себя нормы общего права.
27 января 1857 г. выходит Указ Александра II о создании в России сети железных дорог, а в следующем году для выработки политики государства в отношении развития железнодорожной отрасли создаётся межведомственный Комитет железных дорог, первым председателем которого будет назначен канцлер иностранных дел граф Нессельроде.
Автор: Светлана Бик
Москва: Издательство «Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2015 г.
При поддержке Управляющей компании «Лидер»