Юрий Сизов
Сизов Юрий - первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер», председатель Совета НФА по концессионным проектам

Сизов Юрий

Первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер», председатель Совета НФА по концессионным проектам, председатель Правления Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ)

Первый заместитель генерального директора Управляющей компании «Лидер» Юрий Сизов считает, что перспектива привлечения средств институциональных инвесторов в коммунальную теплоэнергетику на основе новой модели рынка тепла зависит от гарантий возвратности средств инвесторов.

Для привлечения инвестиций в отрасль теплоснабжения разработан законопроект о целевой модели рынка тепловой энергии, основной задачей которого является снижение административного давления на бизнес и создание экономических стимулов для улучшения текущего состояния централизованного теплоснабжения. Потребность в инвестициях в данный сектор составляет около 2,5 трлн руб.

По мнению Юрия Сизова, для реконструкции изношенных систем теплоснабжения в России есть и деньги, и инвесторы. Средства, накопленные в пенсионной индустрии, а также средства страховых компаний и инвестиционных фондов — суммарно около 6 трлн. руб. Эти средства могут быть существенным источником долгосрочных инвестиций в коммунальный сектор.

Компания ЗАО «Лидер», под управлением которой находятся активы негосударственных пенсионных фондов на сумму около 500 млрд. руб., часть этих активов — порядка 50 млрд.руб. уже вложила в подготовку и реализацию инфраструктурных проектов — в строительство автомобильных дорог, комплексных систем по переработке ТКО. Летом 2015 года началась модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Волгограде в рамках концессии. На очереди — система теплоснабжения этого города.

Управляющая компания готова продолжать инвестировать в инфраструктуру, увеличивая объем вложений. Однако в России пока не создано разумных условий для вложения средств в отрасль теплоэнергетики и их возврата.

Особенность инвестирования средств со стороны институциональных инвесторов в инфраструктурные проекты заключается в том, что вкладывать деньги возможно только на основе концессии через инструмент концессионных облигаций. В связи с этим любой новый законопроект, если он ставит целью привлечение крупных институциональных инвестиций в ту или иную отрасль, должен быть синхронизирован с Федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также с условиями регулирования вложений активов институциональных инвесторов со стороны Банка России. Без этого даже самое совершенное отраслевое законодательство не поможет привлечь внутренние и относительно недорогие длинные деньги. Опыт привлечения средств институциональных инвесторов в инфраструктурные проекты в других отраслях уже есть: заключены концессионные соглашения от 30 лет и больше с доходностью по облигациям «Инфляция+».

Также по мнению Юрия Сизова, серьезным барьером на пути масштабных инвестиций в отрасль коммунальной теплоэнергетики может стать непоследовательная позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении условий концессионных конкурсов, которая складывается из-за наличия несостыковок в нормативных документах, позволяющие произвольно трактовать нормы законодательства. Для привлечения средств инвесторов необходима понятная система координат: нужны инвестиции или нет, а если нужны, то на каких условиях.

Для институционального инвестора одно из первостепенных значений имеют условия возврата инвестиций. В коммунальной сфере в целом, и в коммунальной теплоэнергетике, в частности, инвесторов настораживают задолженности, неплатежи, которые создают угрозу возвратности вложенных средств. В связи с этим необходима системная работа по расширению возможностей инвесторов и операторов объектов по взысканию задолженностей, сокращению существующих и недопущению будущих неплатежей.

Говоря о возвратности средств инвестора, неизбежно возникает вопрос о компенсации его затрат и гарантированного получения инвестиционного дохода.

В анонсе новой модели рынка тепла отмечено, что в рамках новой модели предполагается переход от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к договорным ценам на тепловую энергию. Для защиты интересов конечного потребителя цена ограничена расчетной стоимостью тепла от альтернативного теплоисточника — локальной котельной. По этой схеме будет защищeн не только конечный потребитель, но и оператор объекта, который свой доход получит при оказании услуг с использованием стоимости тепла от альтернативной котельной. Однако в данной модели не учтены интересы инвестора.

Получается, что в сфере коммунальной теплоэнергетики, даже при разработке нового законопроекта, не учитывается существенная разница между операторским бизнесом и институциональными инвестициями. Оператор, как правило, инвестирует после поучения дохода — из тарифа, в то время как инвестор вначале осуществляет масштабные инвестиции в модернизацию системы, далее на основе нового качества системы и новой эффективности, осуществляет возврат вложенных средств.

Если эту разницу не учитывать, то инвестору не важно, как будет называться форма оплаты его услуг — через тариф или через договорную стоимость на основе альтернативной котельной.

По материалам Панельной сессии «Новая модель рынка тепла», 30 сентября 2016 г.

Международный инвестиционный форум «Сочи-2016»

www.forumkuban.org