Вице-президент Внешэкономбанка Олег Иванов рассказал о механизмах и источниках финансирования долгосрочных проектов, которые будут реализовываться через Фабрику проектного финансирования совместно с Внешэкономбанком. Данный механизм разработан Минэкономразвитии России и направлен на привлечение инвестиций в масштабные проекты в приоритетных отраслях.

Иванов ОлегВ основе модели Фабрики проектного финансирования лежит программа, разработанная до 2040 года и нацеленная на финансирование долгосрочных проектов. В сферу интересов Фабрики будут входить инфраструктурные проекты из 26 отраслей, которые находятся в стратегически важном контуре ВЭБа, в частности, поддержка экспорта высокотехнологической продукции Российской Федерации, конверсия ОПК, а также проекты из транспортной, энергетической и телекоммуникационной сфер. Инфраструктура ЖКХ и городская инфраструктура в стратегию Внешэкономбанка не входят, поэтому они оказались за периметром интересов Фабрики.

Идея Фабрики состоит в том, чтобы разделить финансирование проектов на 5 ключевых направлений, одно из которых — направление поддержки. Планируется, что в первые 4 года общий объем проектов, прошедших через Фабрику, превысит 1 трлн. рублей.

Традиционно не менее 20% в каждом проекте — это деньги спонсоров и инициаторов. Следующие 300 млрд. рублей — это деньги институциональных инвесторов, прежде всего, НПФ, инвестиционных фондов и страховых компаний. Несмотря на то, что эти институты в нашей стране пока недостаточно развиты по сравнению с западными странами, в настоящий момент в них в совокупности аккумулировано уже почти 8 трлн. рублей на инфраструктурные проекты.

Следующий источник финансирования инфраструктурного проекта — это коммерческие банки, через которые планируется привлечь около 350 млрд. рублей. Учитывая, что денежные средства от НПФ условно можно привлекать на период 10-15 лет, а банковские средства — только на 5-8 лет, при совместном использовании этих двух источников можно обеспечить бесперебойное финансирование проекта на срок до 15 лет.

Следующий важный источник финансирования — ВЭБ, который, как предполагается, вложит не более 100-150 млрд. рублей, но эти вложения будут иметь гарантийный и страховой механизм. Средства ВЭБа — это способ покрытия основных рисков проекта: риска, связанного с превышением сметы, а также риска, связанного с отсрочкой введения проекта в промышленную эксплуатацию. Государство также выступает в качестве источника покрытия рисков. Минэкономразвития России и Министерство финансов России сгенерировали 2 инструмента поддержки Фабрики — это государственная гарантия на облигации, приобретаемые институциональными инвесторами на указанные выше 300 млрд. рублей, и механизм субсидий.

Что же касается набора инструментов, которые будут использоваться при реализации проектов через Фабрику, то он достаточно инновационный для российского рынка, хотя в нем аккумулированы традиционные для развитого рынка инструменты.

Проектное финансирование предполагает три уровня. На первом уровне Фабрики финансирование осуществляется через синдицированный кредит, состоящий из трех траншей А, Б и В, у которых есть свои собственные соучастники или инвесторы. Транш А — это институциональные инвесторы, Б — банки, В — ВЭБ.

На втором уровне синдицированный кредит секьюритизируется выпуском ценных бумаг. Он сможет быть продан институциональным инвесторам. Таким образом, превращение кредита в ценные бумаги будет реализовано, кредит получит денежную форму, обращаемую на бирже, доступную для вложения инвесторов. Причем в отличие от, например, ипотечной секьюритизации или секьюритизации МСП, бумаги будут существенно проще — это так называемые «баллонные облигации», то есть облигации без амортизации, со сроком погашения и обращения от 10 до 15 лет, выпущенные под фиксированную либо под плавающую ставку.

Помимо синдикации и секьюритизации, возникает еще одна сверхзадача, связанная с хеджированием процентного риска. Она вытекает из новой политики ЦБ, нацеленной на удержание целевого курса инфляции. По прогнозам макроэкономистов, в течение ближайших 3-4 лет ожидается достаточно быстрое снижение ставок по банковским кредитам, примерно на 1% в год. Это своего рода вызов для проектного финансирования. Традиционное российское проектное финансирование протекало под фиксированные процентные ставки, но в ситуации, когда ставки могут упасть на 2-3 процентных пункта в ближайшие годы, предоставлять фиксированное фондирование даже на 15 лет — это означает поставить проект под заведомо необоснованно повышенную процентную нагрузку.

Отсюда вытекают две задачи. Прежде всего это задача предложить заемщику финансирование под плавающую ставку, привязанную к ключевой ставке Банка России, которая на текущий момент составляет 7,75%, а к концу следующего года, возможно, уменьшится до 7%. Это означает, что при снижении ключевой ставки заемщик будет иметь дополнительную прибыль за счет уменьшения платежа по кредиту. Но при плавающей ставке всегда останется риск роста процентной ставки. Поэтому заемщик хочет хеджировать риски роста ключевой ставки на протяжении всего срока проекта. Для этого Министерство экономики России выступило генератором инновационной идеи: предлагается зафиксировать для заемщика максимум процентной ставки и субсидировать повышение ключевой ставки для некоторого базового показателя. Это решаемо на уровне сделки введением так называемого дериватива — сделки по фиксации максимума процентной ставки.

Эти сложные инструменты проектного финансирования — синдикация, секьюритизация, деривативы позволяют решить прикладную задачу разделения рисков проектного финансирования.

Несмотря на инструментальную сложность, предполагается, что Фабрика уже в первом квартале 2018 года заработает и через нее начнут реализовываться первые проекты. Это открывает широкие возможности для новых инициаторов проектов.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА по материалам IX Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России»