Партнер компании You & Partners, член Экспертно-методического совета НАКДИ Евгения Зусман считает, что Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» заложил новые ориентиры развития страны. В первую очередь — для Правительства России, которое разрабатывает инструменты дальнейшей реализации указа, но и для инвесторов в инфраструктуру указ — карта, по которой можно сверить и при необходимости скорректировать свои планы.

Зусман ЕвгенияТема инфраструктуры традиционно фигурирует в большинстве стратегических и программных документов, поручений руководства в нашей стране и не сходит с передовиц российских СМИ. Традиционно денег на развитие федеральной, а в особенности региональной и муниципальной инфраструктуры у государства не хватает. А значит, говорим «инфраструктура» — подразумеваем ГЧП.

Указ Президента России устанавливает пять ключевых целей:

  1. осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России;
  2. увеличение численности населения страны;
  3. повышение уровня жизни граждан;
  4. создание комфортных условий для проживания граждан;
  5. создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Для достижения этих глобальных целей Правительству РФ в срок до 2024 года необходимо обеспечить достижение еще девяти национальных целей:

  1. обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России;
  2. повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, к 2030 году — до 80 лет;
  3. обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
  4. снижение в два раза уровня бедности в России;
  5. улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;
  6. ускорение технологического развития России, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;
  7. обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
  8. вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;
  9. создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Как видно из данного перечня, ускоренное внедрение цифровых технологий, а значит и проекты в сфере внедрения цифровых технологий, — отдельная национальная цель. Реализовать национальные цели помогут разрабатываемые Правительством России Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, которые должны быть утверждены до 1 октября 2018 года.

Также Правительство России разработает совместно с органами государственной власти субъектов страны национальные проекты по двенадцати направлениям.

Об инфраструктуре в нацпроектах

Практически все направления реализации национальных проектов предполагают реализацию инфраструктурных задач.

В таблице 1 сгруппированы сферы реализации национальных проектов и предусмотренные в их рамках инфраструктурные задачи и проекты. Выборка проектов — авторская. Возможно, в рамках выполнения других задач каждого из нацпроектов также будут реализованы иные инфраструктурные проекты.

Таблица 1. Cферы реализации национальных проектов и предусмотренные в их рамках инфраструктурные задачи и проекты

Cферы реализации национальных проектов

Об инфраструктуре отдельно

Кроме того, Указ отдельно предписывает Правительству России на основе стратегии пространственного развития разработать с участием органов государственной власти субъектов РФ и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, полностью посвященный реализации инфраструктурных проектов.

Указанным планом предусматривается обеспечение в 2024 году трех магистральных целей:

  1. развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» для перевозки грузов;
  2. повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;
  3. гарантированное обеспечение доступной электроэнергией.

Каждая из этих целей подразумевает реализацию масштабных инфраструктурных проектов.

В частности, развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» для перевозки грузов предполагает:

- строительство и модернизацию российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай»;

- увеличение мощностей морских портов РФ, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;

- развитие Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн тонн;

- сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней, и увеличения объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;

- формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров;

- увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн тонн;

- увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна.

Повышение уровня экономической связанности территории России будет достигаться в том числе за счет:

- поэтапного развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов России и другими городами — центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;

- реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов;

- создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами;

- увеличения пропускной способности внутренних водных путей.

Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией предполагает, включая, но не ограничиваясь:

- электрификацию транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую железнодорожные магистрали, во взаимосвязи с развитием транспортной инфраструктуры;

- развитие централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития;

- устойчивое энергоснабжение потребителей на территориях субъектов РФ, прежде всего Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области, а также субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

- развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удаленных и изолированных энергорайонах;

- внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий.

Выводы

  1. Инфраструктура пронизывает все сферы реализации нацпроектов на ближайшие 6 лет.
  2. Наиболее «инфраструктуроемкие» направления национальных проектов — здравоохранение, экология, автомобильные дороги, цифровая экономика и культура.
  3. При этом национальный проект «цифровая экономика» охватит все отрасли инфраструктуры, поскольку предполагает внедрение современных платформенных решений от медицины и до автомобильных дорог.
  4. Кроме того, магистральная инфраструктура — отдельный приоритет. Об этом говорит заданное содержание комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
  5. Указом не определяются источники финансирования инфраструктурных проектов. Они будут проработаны Правительством России совместно с региональными органами власти. В то же время, устанавливается, что на реализацию нацпроектов бюджетные ассигнования при формировании проекта федерального бюджета предусматриваются в приоритетном порядке. Дополнительные доходы федерального бюджета также направляются в приоритетном порядке на указанные цели.
  6. Есть все основания полагать, что ключевым приводным ремнем реализации указа будет признано государственно-частное партнерство, поскольку в бюджете денег на все обозначенные направления недостаточно.
  7. Реализация национальных проектов потребует разработку новых инструментов финансирования, в первую очередь инфраструктурной ипотеки.
  8. Также будет необходимо разработать изменения в действующее законодательство России: в части инфраструктурной ипотеки, цифровой экономики, телемедицины, ИТ, поддержки предпринимательства и в других сферах. Первый шаг по разработке законодательства в целях реализации ГЧП-проектов в сфере цифровой экономики был сделан с разработкой законопроекта № 157778-7 (в настоящее время принят Государственной Думой в третьем чтении), согласно которому объекты сферы ИТ могут быть объектами концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru