Министр Правительства Москвы Максим Решетников на Стратегическом форуме «Транспортные системы России» объяснил сложности строительства дорог в городской среде на примере Северного дублера Кутузовского проспекта.

Максим Решетников

В настоящее время в Москве заключено контрактов по проектам государственно-частного партнерства более чем на полтриллиона рублей, подавляющая часть которых это проекты транспорта. В ГЧП существует несколько направлений. Самым крупным направлением являются контракты жизненного цикла на закупку передвижного состава, чей общий объем составляет 240 млрд руб. Новой темой является новая модель обслуживания москвичей наземным городским пассажирским транспортом, где были проведены конкурсы на транспортную работу.

Северный дублер Кутузовского проспекта на данный момент является среди транспортных проектов Москвы единственной концессией и имеет примерный объем инвестиций в 60 млрд руб.

По мнению Максима Решетникова, основным и самым перспективным направлением ГЧП являются дороги, и здесь наработан уже большой опыт, связанный с Северным дублером Кутузовского проспекта. В процессе реализации данного проекта возникают уникальные задачи, так как проектирование и строительство дороги в чистом поле, это один процесс, и другое дело — в условиях высокоплотной городской среды, в зоне железной дороги, среди коммуникаций, с пересечением различных участников, необходимостью изъятия земель, сноса строений и т.д.

В настоящее время проект жизнеспособен, считает Министр Правительства Москвы. Однако с момента заключения концессионного соглашения с АО «Новая концессионная компания» 25 декабря 2014 года, появилось много непредвиденных обстоятельств. По мнению Максима Решетникова, чтобы выходить на конкурс, одного проекта планировки недостаточно, необходим проект самой дороги. Сейчас, в ходе многочисленных корректировок, ведутся обсуждения по поводу места установки опор, а это вопрос сотен миллионов рублей, так как сюда включены такие факторы как необходимость или отсутствие необходимости сноса здания, договоренности с железной дорогой. Такие существенные нюансы меняют геометрию трассы, стоимость изъятия, строительства и т.д.

Сейчас ведется активное проектирование по проекту Северного дублера Кутузовского проспекта, что открывает необходимость замены проектов планировок. Появилась новое препятствие, в виде внесения зон выноса коммуникаций в план. Это приводит к дополнительным сложностям в определение конфигурации дороги и, соответственно, конфигурации проекта, что приводит к новым публичным слушаниям.

Министр отметил, что подобные проблемы стали особенно ясны, когда строительством занялись частные компании. Это привело к появлению более жестких требований, следовательно, к необходимости внесения новых предложений в законодательство, хотя существующие рамки законодательных процедур позволяют делать все, но в более долгий срок.

Еще одним «новым» вопросом для концедента стал способ ввода дороги в эксплуатацию. Как ее ставить на учет? «Выяснилось, что большую часть городских дорог», — говорит Максим Решетников, — которые мы строим, мы вводим не единым комплексом, а различными элементами: освещение передается на баланс одного балансодержателя, пешеходные переходы на другой, а сама дорога ставится самим асфальтовым полотном как движимое имущество». Эти серьезные вопросы, они влияют на возможность введения платности, поскольку замедляют процесс оформления документов, что может привести к убыткам.

Министр Правительства Москвы уверен, что в отношении долгосрочных проектов ГЧП необходим индивидуальный подход. Проекты, подписанные на 30 лет, в условиях колебаний валютных курсов и процентных ставок, могут встретить разную цену на нефть.

Другим важным вопросом является привлечение пенсионных денег. На данный момент на рынке негосударственных пенсионных фондов средств больше, чем проектов. Пенсионным деньгам должен быть обеспечен доход в случае расторжения соглашения по инициативе любой стороны. У Северного дублера заложенная инфляция 3,5% — это доход, который получит частная сторона в любом случае, остальные риски лежат на организаторе проекта. Только такие условия по надежности инвестиций, которые долго разрабатывались, в конечном счете, смогли привлечь пенсионные деньги. Но такая модель подходит не всем проектам, и в других случаях может привести к удорожанию проекта.

По материалам Стратегического форума «Транспортные системы России», 5 июля 2016 года