О проблеме привлечения частных инвестиций в обновление инфраструктуры страны говорят на всех экспертных площадках самого высокого уровня. Правда, серьезных дискуссий о барьерах на этом пути, как правило, не получается: если спрашивать о проблемах реальных инвесторов, которые уже вложили существенные средства в реализацию инфраструктурных проектов, картина выходит далеко не радужной, кросссекторальной и многослойной. И серьезно разбираться с ней с трибун, конечно же, не с руки.

Бик СветланаНесмотря на активный и возрастающий интерес к инвестициям в инфраструктуру на всех уровнях власти, итоги 2017 года оказались более чем скромными. С одной стороны, на рынке инфраструктурных проектов зафиксирован растущий спрос на частные инвестиции. Органы власти всех уровней в прошлом году заявили о намерениях передать в концессию на 50% больше инфраструктурных объектов, чем годом ранее. Однако если посмотреть на количество объявленных концессионных конкурсов произошло снижение примерно на треть: 1310 конкурсов в 2017 году к 1836 в 2016. То есть регионы вывели на рынок значительно меньше проектов, чем в прошлом году. Очевидно, что при растущем спросе на строительство и модернизацию объектов инфраструктуры уменьшение количества конкурсов — сигнал к тому, что нужно выявить барьеры. Что мешает сегодня регионам готовить проекты для привлечения частных инвестиций?

По количеству заключенных в прошлом году концессионных соглашений никакого прорыва тоже не произошло. Даже с учетом некоторых погрешностей в под­ счете, в том числе связанных с запаздыванием при публикации соответствующих данных, соотношение числа заключенных концессионных соглашений в категории проектов с объемом инвестиционных обязательств от 100 млн рублей и больше выглядит как тихое сползание вниз: примерно 50 концессионных соглашений было в 2016 году и 40- в 2017-м.

Кстати, всю основную статистику по заключенным концессионным соглашениям, где счет контрактам идет на тысячи, формируют проекты малой категории, с объемами инвестиционных обязательств до 100 млн руб. Свыше этого порога — средних и крупных концессионных проектов в России реализуется в настоящее время по самому оптимистичному счету не больше 150 с суммарным объемом инвестиций не выше полутора триллионов рублей. Даже без учета вклада государства в реализацию этих концессионных проектов показатель полтора триллиона рублей дает ориентиры по предполагаемому вкладу частных инвесторов в инфраструктуру России на ближайшие двадцать лет.

При этом доля институциональных инвестиций в уже принятых обязательствах по финансированию инфраструктурных проектов чрезвычайно мала. За тринадцать лет действия федерального закона о концессионных соглашениях в России было осуществлено всего 26 выпусков концессионных облигаций суммарным объемом 89 млрд рублей. Через этот инструмент были привлечены инвестиции в 16 крупных инфраструктурных проектов. Никаких иных финансовых инструментов, через которые деньги институциональных инвесторов могли бы приходить в инфраструктуру, пока не существует.

Полную версию статьи исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светланы Бик можно прочитать здесь.