Сизов Юрий - первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер», председатель Совета НФА по концессионным проектам

Сизов Юрий

Первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер», председатель Совета НФА по концессионным проектам, председатель Правления Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ)

Юрий Сизов, Председатель Совета НФА по концессионным проектам, Первый заместитель Генерального директора ЗАО «Лидер», Председатель Совета директоров ЗАО «Управление отходами» об опыте реализации концессионных проектов в отрасли ТБО.

Любой институциональный инвестор отличается от обычного тем, что требует дополнительной гарантии возврата средств, и он готов вкладывать больше денег на более длительный срок. Модель концессионного соглашения позволяет инвестору получить такие гарантии.

Концессия - это разновидность частно - государственного партнерства, где четко прописаны обязанности сторон: за что отвечает государство и за что отвечает инвестор. При этом объект соглашения принадлежит государству, инвестор вкладывает средства и в течение оговоренного срока эксплуатирует данный объект, который остается в собственности государства. То есть концессия – это особая форма, при которой государство защищено, поскольку не может быть изменения титула собственности, и контроль за всем видом деятельности остается у него.

Концессия является такой формой ГЧП, при которой размер платы или уровень тарифа в течение срока эксплуатации объекта должны оставаться такими, чтобы выполнялась финансовая модель, которая является частью концессионного соглашения. Согласно финансовой модели, инвестор в течение 10 - 20 лет должен вернуть свои деньги с определенным уровнем дохода, например - инфляция плюс 2 - 4 %, в зависимости от условий реализации проекта.

Концессия - это разновидность частно - государственного партнерства, где четко прописаны обязанности сторон: за что отвечает государство и за что отвечает инвестор.

Значительная часть инфраструктурных проектов в мире развивается в рамках концессионной модели. В Европе ежегодно заключаются концессионные соглашения в различных видах инфраструктуры - в экономической и социальной, на сумму более 100 млрд. долл. в год. 60% от этих средств вкладывается в транспортную инфраструктуру, так как эта отрасль является наиболее капиталоемкой. По количеству сделок лидируют сферы здравоохранения, коммунального хозяйства и создания социальных объектов.

В России существует единственный закон, который описывает процедуру концессий, это 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В следующем году ему будет 10 лет. Под закон «О концессионных соглашениях» попадает вся транспортная инфраструктура: дороги, мосты, порты, аэропорты и сооружения, которые обеспечивают эту деятельность; коммунальная инфраструктура: вода, тепло, все объекты ТБО, энергетика; социальная инфраструктура: больницы, спортивные объекты, санатории, и так далее.

В нашей стране сложилась такая ситуация, при которой основные фонды практически во всех видах инфраструктуры сильно изношены – более чем на 60%. Не хватает колоссального объема инвестиций: в ЖКХ – 3 трлн.руб., в дорогах - более 100 трлн.руб. При этом по мнению экспертов, 1 рубль в инфраструктуру приносит 4 рубля роста ВВП. Именно поэтому последние 10 лет в стране активно обсуждается развитие частно-государственное партнерство.

На данный момент в России заключено не более 300 концессионных соглашений. Но сейчас наметилась негативная тенденция – по суду концессионные соглашения расторгаются по инициативе субъектов РФ. Это происходит потому, что такие соглашения заключались не по инвестиционной схеме, когда инвестор обязуется совершить существенные инвестиции в объект инфраструктуры, а по типу операторских контрактов, без инвестиционных условий.

В рамках этих соглашений компании хотят заработать на росте тарифов, не вкладывая средства в улучшение качества предоставляемых услуг. Социальное напряжение в регионах, где действуют такие проекты, растет. Поэтому власти вынуждены расторгать концессионные соглашения, которые по своей природе являются «мнимыми».

В общей сложности у ЗАО «Управление отходами» подписаны обязательства на 5,5 млрд. рублей инвестиций. Половина из этих денег уже вложены в проекты, а объекты либо запущены и эксплуатируются, либо построены и находятся в стадии передачи концеденту, т. е. государству.

Рассматривая инфраструктурные проекты, необходимо анализировать, какие средства есть и как они могут быть направлены на инфраструктурные проекты. Первый источник - бюджетные средства. Есть нормативное обеспечение, есть все процедуры, практика, и с бюджетом все научились работать. Здесь все хорошо, кроме одного – денег начинает не хватать, и поэтому государство говорит о том, что нужно подключать другие источники средств.

Второй источник - банковское финансирование. Банки кредитуют, кредитуют активно, ищут проекты. Минус заключается в том, что у банков нет желания давать длинные деньги, предоставляемый процент достаточно большой и банк просит все в залог: и сами объекты, и акции.

Третий источник финансирования - частные средства предпринимателя. Но на него ложатся очень большие риски, которые связаны с длительным периодом возврата инвестиций. И, конечно, у него, как правило, нет длинных денег в требуемом объеме.

Следующий источник инвестиций - средства институциональных инвесторов. У них есть длинные деньги, но в регионах нет практики работы с деньгами институциональных инвесторов, так как все законодательство, которое у нас было до последнего времени, разрешало институциональным инвесторам вкладывать деньги только в акции, облигации высшего котировального списка. Практика образовалась лишь за последние 5-6 лет.

В то же время инфраструктурные проекты во всем мире всегда были очень интересны институциональным инвесторам, в число которых входят негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, различные инвестиционные фонды иностранных инвесторов и крупные российские банки, которые дают длинные кредиты в особых случаях.

На данный момент в России не более 300 концессионных соглашений. Но сейчас наметилась негативная тенденция – по суду концессионные соглашения расторгаются по инициативе субъектов РФ.

Поскольку мы управляем средствами негосударственных пенсионных фондов, мы примеряем проекты коммунальной инфраструктуры, в том числе в сфере ТБО для инвестирования пенсионных средств. И здесь мы видим, что и длительность, стабильность и защита от инфляции – все это, что отвечает нашим требованиям. Поэтому за последние пять лет мы реализовали и продолжаем реализовывать целый ряд проектов - в общей сложности у ЗАО «Управление отходами» подписаны обязательства на 5,5 млрд. рублей инвестиций. Половина из этих денег уже вложены в проекты, а объекты либо запущены и эксплуатируются, либо построены и находятся в стадии передачи концеденту, т. е. государству.

Соб. Инф.

По материалам конференции «Бытовые отходы в доходы 2014» 18 - 19 сентября 2014 года