Заместитель председателя правления СЕВЕРГАЗБАНКА Денис Лукичев отмечает роль выпусков облигаций в привлечении финансирования в инфраструктурные проекты при государственно-частном партнерстве. По его мнению, концессионные проекты требуют обеспечения прозрачности и дальнейшего контроля движения денежных средств.

Денис Лукичев СЕВЕРГАЗБАНК участвует в ряде крупных концессионных проектов в различных сферах: жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Доля таких проектов постоянно растет и банк считает это направление перспективным и стратегически важным. Банк предоставляет услуги расчетно-кассового обслуживания, эквайринга, кредитования компаний, зарплатные проекты и широкий комплекс услуг для сотрудников обслуживаемых компаний.

В данных проектах банк участвует совместно со стратегическим партнером — управляющей компанией «Лидер». УК «Лидер» является одной из крупнейших компаний в сфере доверительного управления активами негосударственных пенсионных фондов. Компания обеспечивает инвестирование средств НПФ в инфраструктурные проекты через механизм концессионных облигаций. Это многомиллиардные инвестиции, рассчитанные на десятки лет. Роль СЕВЕРГАЗБАНКа заключается в классическом банковском обслуживании, в том числе, если концессионной компании необходимы краткосрочные и среднесрочные ресурсы.

Специфика банковского обслуживание концессионных проектов во многом обусловлена самим форматом проектов, механизмом финансирования и их отраслевой принадлежностью.  Средства привлекаются в основном за счет проектного финансирования. Объектом финансирования выступает определенный проект, а не деятельность компании в целом, что повышает эффективность инвестиций. Соответственно и прибыль поступает от конкретной деятельности.

В такого рода проектах, как правило, задействовано несколько сторон, разных компаний, что повышает значимость управления проектными рисками совместно со всеми участниками. Это может требовать разработки определенного пакета обеспечения и гарантий.

Природа концессий предполагает и возведение объекта, и его последующую эксплуатацию. В отечественной экономике львиная доля государственно-частных проектов реализуется в сферах ЖКХ и транспорта. Возврат инвестированных средств частным инвесторам обеспечивается в основном посредством прямого сбора платы или ведения иной коммерческой деятельности по регулируемым ценам и тарифам. Возьмем, например, транспортную инфраструктуру: платные автомобильные и железные дороги, мосты и др.  Особенность таких концессий заключается в наличии платежей пользователей, которые распределяются между участниками концессионного соглашения в соответствии с договором.

В этой связи важно обеспечить возвратность средств, контролировать поступление и распределение финансовых потоков. Генерируемый денежный поток должен быть прозрачен и для инвесторов, и для государства. В своей практике СЕВЕРГАЗБАНК использует инструмент залогового счета. Банк участвует в концессионном проекте по созданию и эксплуатации сети современного трамвайного сообщения в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Реализует проект специально созданная для этого «Транспортная концессионная компания» (ТКК). В позапрошлом году на Московской бирже банк сопровождал размещение двух выпусков залоговых облигаций ТКК на сумму 3,25 млрд руб. сроком обращения 17 и 30 лет. Это, кстати, было первым в стране публичным размещением облигаций в секторе общественного транспорта. Данные средства поступили на специальный залоговый счет, который СЕВЕРГАЗБАНК ведет в рамках комплексного расчетно-кассового обслуживания эмитента.

Облигации обеспечены залогом денежных требований, вытекающих из концессионного соглашения между правительством Санкт-Петербурга и «Транспортной концессионной компании». В рамках обслуживания залогового счета, банк осуществляет операции по выплате купонного дохода по облигациям и суммы основного долга. Весной 2018 года трамваи были запущены. Теперь на счет поступают платежи населения за пользование модернизированной трамвайной линией (банк предоставляет услуги инкассации и эквайринга — обеспечение платежей по оплате за проезд). По договору часть этих поступлений выступает залоговым обеспечением. Залоговый счет в данном проекте является очень удобным инструментом — он обеспечивает держателям долговых бумаг гарантию того, что денежные потоки будут направлены на выплату долга, достигается их максимальная прозрачность.

Публичное акционерное общество «СЕВЕРГАЗБАНК» (ПАО «БАНК СГБ») — универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр услуг. В банке обслуживаются более 20 тысяч предприятий и 500 тысяч частных клиентов. СЕВЕРГАЗБАНК был основан в 1994 году. Филиальная сеть банка состоит из более 40 офисов, работающих в девяти субъектах РФ. Для клиентов банка доступно более 400 банкоматов и терминалов, а также устройства самообслуживания банка-партнера — Газпромбанка.

СЕВЕРГАЗБАНК признан «Лучшим региональным банком года 2017» на конкурсе «Финансовая элита России» и удостоен премии в номинации «Лучший банк проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры» на конкурсе Investor Awards 2017 издательского дома «Рынок ценных бумаг». Банк обслуживает  компании ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Концессии теплоснабжения» (г. Волгоград), ООО «Транспортная концессионная компания» (г. Санкт-Петербург), ООО «Новое качество дорог» (Москва), ОАО «Главная дорога» (Москва), ОАО «Новая концессионная компания» (Москва), ООО «Концессии водоснабжения — Саратов».

СЕВЕРГАЗБАНК входит в ТОП-100 крупнейших кредитных организаций по объему активов, по данным портала banki.ru, и в ТОП-100 самых надежных банков России, по версии делового журнала Forbes.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА investinfra.ru