В рамках стратегического форума «Транспортные системы России» 2016 ведущими экспертами рынка инфраструктурных инвестиций был поднят вопрос о необходимости разработки системы рассмотрения и принятия решений со стороны концедента по проектам частной концессионной инициативы.

«Транспортные системы России» 2016В настоящее время система частной концессионной инициативы является неотлаженной, в частности, из-за отсутствия достаточной практики финансово закрытых соглашений. Законодательство не предусматривает четких формулировок в отношении подачи частной концессионной инициативы, что не дает возможности рынку тестировать готовый продукт целиком. Не предусмотрено также распределение ответственности чиновников за согласование частной инициативы.

Управляющий директор по правовому структурированию «Автодор-Инвест» Денис Патрин заметил, что для более эффективного создания проекта на этапе обсуждения необходимо ввести дополнительную систему рассмотрения расчетов. Принцип ее работы должен заключаться в всестороннем изучении вопроса со стороны всех органов, участвующих в реализации проекта. Инвесторы должны понимать, что соглашение по будущему проекту будет обеспечено финансово. Для этого на первом этапе рассмотрения все вопросы должны быть согласованы среди всех министерств. В ходе обсуждения предпроектного соглашения, государственный орган может не осознавать все нюансы, необходимые для согласования проекта и, соответственно, стоимость будущего проекта может впоследствии возрасти. При этом важно иметь четкое представление в какой орган, по какому вопросу нужно обращаться и какие могут возникнуть вопросы. Для решения данной проблемы в структуре концедента необходимо ввести аппарат, который сможет координировать все этапы разбора проекта, как в отраслевой части, так и в организационной.

Данное предложение прокомментировала заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Министерства экономического развития РФ Мария Ярмальчук, заявив, что формат консолидации всех заинтересованных сторон соглашения для ускорения процесса согласования должен быть.

С аналогичной инициативой также выступила партнер, руководитель практики проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ, EY Алина Заборовская. По ее словам, введение данного межведомственного органа поспособствует развитию частной концессионной инициативы. На сегодняшний день чиновники не готовы брать на себя ответственность за единоличное согласование частной инициативы, в том числе, из-за отсутствия какой-либо системы определения ответственности по распределению рисков. Существующие механизмы, особенно на региональном уровне, не формулируют порядок и критерии разбора частной инициативы, что вынуждает чиновников отправлять инвесторов частной инициативы на конкурс. В результате подобная практика является более затратной и затруднительной для инвесторов. Из этой проблемы вытекает следующий вопрос, который обсуждался на форуме: порядок компенсации затрат инициаторам проекта, проигравшим в конкурсе.

По этому поводу было предложено несколько решений. Алина Заборовская предлагает прописать в законодательном порядке характеристики фактических затрат на участие в конкурсе, а также концессионные платы, которые будут указаны в конкурсной документации. Юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова в качестве решения предложила ввести процентный лимит затрат от общего количества инвестиций, которые планируется вложить в реализацию проекта, расходуемых на подготовку конкурсного предложения. Также необходимо ввести трехсторонний договор между концедентом, концессионером и инициатором проекта. Мария Ярмальчук согласилась с подобными предложениями, но заметила, что данные изменения требуют полного изменения законодательства, что в настоящее время невозможно.

По материалам Стратегического форума «Транспортные системы России», 5 июля 2016 года