Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Экспертно-методического совета НАКДИ Дарья Годунова считает, что специфика специального инвестиционного контракта состоит в том, что государство не осуществляет вложение бюджетных средств или имущества в объект инвестиций.

Годунова ДарьяНа сегодняшний день степень износа основных фондов инфраструктуры находится в постоянном, непрекращающемся росте. Расходы бюджета на данною статью продолжают сокращаться, в 2017 году они не превысили 2% ВВП.

Инструмент государственно-частного партнерства изначально рассматривался, как способ восполнить сокращающиеся госрасходы в инфраструктуру и социально значимые отрасли. А по прошествии лет ГЧП окончательно признано эффективным способом компенсировать нехватку финансирования публичного партнера.

Проекты сферы промышленного производства, которые по своей специфике являясь частью инфраструктуры, в общей массе также подпадали под радиус применения ГЧП проектирования. Но данные проекты всегда стимулировались отдельными пакетами преференций, которые были разрознены и не закреплялись на долгосрочный период единым пакетом. Для этого были свои причины, например, невысокий уровень конкуренции, отсутствие возможности зафиксировать стоимость товаров или услуг на именно на долгосрочный период.

Тем не менее, бизнес хотел получить не рамочный, общий закон, а удобный в использовании инструмент с конкретными мерами стимулирования промышленного производства в России, особенно с учетом дополнительно поставленных целей в виде импортозамещения. Поэтому законодатель подготовил смежный вариант, где можно было бы сочетать надeжность, гарантированность ГЧП инструментария и четкие преференции стимулирующего характера для инвестора [1].

Специальный инвестиционный контракт как квази ГЧП

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) как инструмент поддержки инвестиционных проектов в промышленности появился благодаря Федеральному закону от 31.12.2104 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Порядок заключения СПИК установлен Постановлением Правительства от 16.07.2015 № 708 «О промышленной политике в Российской Федерации» с дополнениями и изменениями в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564, где более детально были регламентированы процедуры рассмотрения заявлений инвесторов о заключении СПИК, согласования его условий, изменения и расторжения контракта.

Данный инструмент можно смело отнести к квази ГЧП, где инвестор также должен в оговоренные сроки создать, модернизировать или освоить производство промышленной продукции, а РФ (субъект РФ, муниципальное образование) берет на себя обязательство предоставлять ему включенные в СПИК меры стимулирования.

Специфика СПИК, в отличие от соглашения о ГЧП и концессионного соглашения, состоит в том, что государство не осуществляет вложение бюджетных средств или имущества в объект инвестиций. Вместо этого оно создает инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта путем осуществления мер стимулирования.

Из общих признаков СПИК и ГЧП контрактов можно выделить:

- сокращенная процедура заключения СПИК: минимально предусмотренный срок — 90 рабочих дней (4,5 месяца), максимально предусмотренный (в случае проведения переговоров по протоколу разногласий) — 100 рабочих дней (5 месяцев);

- отсутствие процедур по формированию права собственности;

- отсутствие прописанного контроля со стороны публичной стороны по реализации -проекта;

- параметры проекта формулируются частным инвестором, но публичный партнер не может корректировать данное предложение;

- отсутствие конкурентной среды на один и тот же объект;

- что важно, для СПИК не предоставлены льготные условия банковского финансирования.

Также, в отличие от ГЧП контрактов, СПИК не совсем подпадает под определение гражданско-правовой договор, то есть как соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а именно:

- у публичного субъекта возникают лишь публично-правовые обязательства по предоставлению льгот и гарантий инвестору, плюс экономический эффект состоит в создании добавочного продукта, новых рабочих мест, налоговых поступлениях от нового бизнеса, а не в получении в собственность имущества;

- обязательства инвестора же осуществляются в рамках его собственной предпринимательской деятельности и не предполагают передачу и предоставление имущественных благ, полученных в результате инвестирования, публичному субъекту.

Вместе с тем законодательством о СПИК предусмотрено, что при расторжении СПИК в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением РФ (субъектом РФ, муниципальным образованием) обязательств, предусмотренных СПИК, инвестор вправе требовать в судебном порядке расторжения СПИК, возмещения убытков и (или) уплаты неустойки. Причем инвестору и (или) промышленному предприятию возмещаются убытки, а также уплачивается неустойка в форме штрафа сверх суммы убытков.

В свою очередь, в случае расторжения СПИК в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением инвестором и (или) промышленным предприятием обязательств, предусмотренных СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный публичному субъекту, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника СПИК законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней.

Таким образом, теперь уже с другой стороны, меры ответственности, предусмотренные за неисполнение стороной СПИК обязательств, носят гражданско-правовой характер.

С учетом изложенного, СПИК можно охарактеризовать как организационное соглашение с элементами преимущественно публично-правового характера и гражданско-правового регулирования, который порождает для инвестора специальный (льготный) режим осуществления предпринимательской деятельности. Форма представляется достаточно сложной, но в все в рамках гражданского законодательства РФ [2].

Существенные условия специальных инвестиционных контрактов

В соответствии со СПИК инвестор создает, модернизирует или осваивает промышленное производство на территории России, а государство в лице РФ (субъекта РФ, муниципального образования) обязуется предоставить ему меры стимулирования деятельности, предусмотренные действующим законодательством, и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.

Выделяются три вида контрактов, где СПИК может предусматривать обязанность инвестора своими силами или с привлечением промышленного предприятия в течение срока действия специального инвестиционного контракта осуществить инвестиционный проект:

- по созданию или модернизации промышленного производства в целях освоения производства промышленной продукции;

- по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) в промышленное производство в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды (в том числе, в случае, если НДТ внедряются на промышленном предприятии, осуществляющем деятельность на объектах II или III категории, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды) или программой повышения экологической эффективности предприятия;

- по освоению в соответствии с бизнес-планом производства промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, что предполагает выполнение на промышленном производстве определенных технологических и производственных операций.

СПИК заключается от имени РФ Минпромторгом России или иным уполномоченным Правительством органом власти на срок, равный сроку выхода проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом, увеличенному на 5 лет (не более 10 лет). Для заключения контракта инвестору необходимо представить, среди прочего, копии документов, подтверждающих вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн. рублей.

На сегодняшний день утверждены: типовая форма специального инвестиционного контракта [3], форма заявления о заключении специального инвестиционного контракта [4], а также порядок подготовки предварительного заключения о соответствии заявления инвестора и представленных документов Правилам заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 [5].

Данным Постановлением Правительства России [6] утверждена также типовая форма специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности: машиностроения, станко-инструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиоэлектронной промышленности.

Вопрос практического применения специализированного инвестиционного контракта подробно освещен в экспертной статье Дарьи Годуновой «Механизм СПИК создает инвестору благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта»

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru

 

[1] Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) ст. 7 п.1. пп.18 предусмотрена возможность заключения ГЧП соглашения «в отношении имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности». Но пока ни одного соглашения в данной сфере не было заключено.

[2] Правовая природа специального инвестиционного контракта, предусмотренного Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» (Спиридонова А.В.)

[3] Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564).

[4] Приказ Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288.

[5] Приказ Минпромторга России от 25.09.2015 № 2951.

[6] Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564).