Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Экспертно-методического совета НАКДИ Дарья Годунова отмечает, что использование специального инвестиционного контракта создает инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта путем осуществления мер стимулирования.

Годунова ДарьяВыгоды инвестора от заключения СПИК выражаются в стабильности налоговых и регуляторных условий бизнеса, а также в получении специальных для участников СПИК федеральных и региональных мер стимулирования, которые включают:

- упрощенный доступ к государственному заказу, через предоставление возможности являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК на внеконкурсной основе [1];

- возможность снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль ; [2]

- ускоренная и/или упрощенная процедура получения статуса российского производителя ; [3]

- меры стимулирования в зависимости от отрасли и субъекта РФ, в том числе предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

К числу налоговых мер стимулирования относятся:

- неприменение положений законодательства о налогах и сборах, ухудшающих условия участников СПИК, до даты окончания срока действия СПИК/ до даты окончания сроков действия льгот, установленных на дату заключения СПИК [4];

- ускоренная амортизация (с коэффициентом не выше 2) в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК, включенных в 1-7 амортизационные группы [5];

- возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0%.

При этом пониженная до 0% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации, возможна при соблюдении следующих условий:

- доходы от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы налога на прибыль инвестора;

- регистрация юридического лица в России;

- отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;

- неприменение специальных налоговых режимов, т.е. инвестор не является участником консолидированной группы налогоплательщиков, некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; резидентом ОЭЗ или ТОСЭР; бывшим участником РИП (участником или правопреемником участника, реализуемого РИП).

Крупные российские и международные компании подписывают СПИК во многом ради того, чтобы работать в долгосрочной перспективе по прозрачным и понятным правилам. И это при том, что продукция, которую планируется выпускать, должна быть уникальной, то есть не иметь аналогов в России [6].

Также одним немаловажным элементов является «дедушкина оговорка». В случае, если после заключения СПИКа принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие запреты, новые ограничения или требования к промышленной продукции, в отношении участника СПИКа они не применяются, если речь не идет о международных обязательствах России [7].

На время выхода статьи подписано 13 СПИКов и данный список не закрыт, еще около 15 находятся на рассмотрении:

- ООО «МАЗДА-СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» — создание завода по производству предназначенных для экспорта двигателей для моторных транспортных средств (Приморский край);

- ООО «КЛААС» — модернизация завода сельскохозяйственных машин КЛААС (Краснодарский край);

- Концерн «ДМГ МОРИ АГ» — строительство Ульяновского станкостроительного завода (Ульяновская область);

- АО «ГМС Ливгидромаш» — локализация производства насосов для нефтепереработки (Орловская область);

- ООО «Томские технологии машиностроения» — освоение серийного выпуска отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов (Томская область);

- ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» — создание горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей (Волгоградская область);

- ООО «ЕвроХим-УКК» — создание промышленного производства «Усольский калийный комбинат» (Пермский край);

- АО «Мерседес-Бенц РУС» — создание и освоение промышленного производства колесных транспортных средств «Мерседес-Бенц» (Московская область);

- ООО «АстраЗенека Индастриз» — модернизация и организация российского производства инновационных, не имеющих в стране аналогов, препаратов для лечения социально-значимых заболеваний (Калужская область);

- АО «Санофи-Россия» — модернизация промышленного производства фармацевтической продукции на заводе «Санофи-Авентис Восток» по освоению на территории РФ промышленного производства фармпродукции, не имеющей аналогов в России (Орловская область);

- ООО «Герофарм» — создания полного цикла производства лекарственных препаратов, в том числе препаратов инсулина и его аналогов (Санкт-Петербург);

- ПАО «Транснефть» — создание промышленного производственного комплекса Тюменского ремонтно-механического завода (Тюменская область);

- ООО «Вило Рус» — модернизация производства насосного оборудования на заводе в Ногинске (Московская область).

Относительно зарубежного опыта или примеров можно выделить применение СПИК в Венгрии и Китае. В Венгрии инвесторы, рассчитывающие получить индивидуальные налоговые льготы, должны, в частности, открыть производство в регионах с высоким уровнем безработицы и трудоустроить минимум 500 человек. За 10 лет с момента введения подобного механизма (с 1995 по 2005 год) по объему иностранных инвестиций на душу населения Венгрия вышла на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы [8]. В Китае льготы (налоговые, а также более дешевые кредиты) предоставляются инвесторам, 70 % продукции которых идет на экспорт, где также используются зарубежные технологии, но при этом есть приоритеты по отраслям. В результате годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций в страну увеличился с 4,4 миллиарда долларов США в 1991 году до 45,5 миллиарда в 1998 году [9].

Именно из-за такой активной востребованности механизма СПИК и с учетом уже сложившейся практики, от бизнеса поступают предложения по совершенствованию некоторых статей, в частности:

- для многих компаний существенным препятствием является ограничение по доле доходов юридического лица, являющегося стороной СПИКа, которую должны составлять доходы от инвестиционного проекта (не менее 90%) [10]. Требование о 90-процентной доле доходов от проекта инвесторам — участникам СПИК является трудновыполнимым для крупных промышленных предприятий, которые уже производят определенный объем продукции либо планируют освоение новой продукции на действующих мощностях;

- ограниченный период применения льготной ставки по налогу на прибыль (2025 г., согласно НК РФ);

- не совсем очевидной является предоставляемая возможность льготного доступа к госзаказу, согласно которой производитель, заключивший СПИК, может без конкурса реализовывать государственным структурам до 30% соответствующей продукции [11];

- сама процедура заключения СПИК для неподготовленного участника может показаться достаточно непростой: предусмотрено пять этапов, в которых, помимо Минпромторга России, участвует Фонд развития промышленности, региональные органы власти и Межведомственная комиссия (МВК), включающая 19 членов от 10 организаций;

- что не мало важно для заключения СПИКов на уровне региона необходимо, чтобы субъект РФ принял свои законодательные акты, пока из 85 регионов это сделали только 38 [12];

- высокие штрафные санкции за отклонение ключевых показателей реализации проекта от плановых [13];

- требование о неучастии организации в составе консолидированной группы налогоплательщиков;

- неясность критериев оценки заявлений на заключение СПИК;

- нечеткость формулировок типовой формы СПИК [14].

С учетом перечисленных плюсов и минусов, надо признать, что все предлагаемые инструменты стимулирования частных инвестиций в экономику России в общей массе несут в себе достаточно много рисков. И то, что за столь небольшой срок введения на рынок СПИК уже имеет достаточно обширную практику, говорит о многом.

По словам Дарьи Годуновой, если в регионах будет заключено хотя бы по одному СПИК, то это может принести каждой территории в среднем около трех миллиардов рублей, несколько сотен рабочих мест, многомиллионные поступления в бюджет. Несомненно, для этого необходимо достаточно много составляющих, но в данном случае достижение вышеперечисленных показателей вполне реально, а главное осуществимо.

Кроме того, Президент России предлагает использовать механизм СПИК для проектов по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса. По мнению Президента, только так можно решить стратегическую задачу — повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году — 50 процентов [15].

Дарья Годунова добавляет, что нельзя не поддержать предложения по стимулированию российской экономики «мирными» инструментами воздействия, особенно в столь нестабильное время как для частной, так и публичной сторон.

Особенности и преимущества механизма специального инвестиционного контракта подробно освещены в экспертной статье Дарьи Годуновой «Потенциал специального инвестиционного контракта можно использовать для структурирования инфраструктурных проектов»

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru

 
[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации».

[3] Приказ Минпромторга России от 12.11.2015 № 3568.

[4] Применение данной меры стимулирования возможно только для инвесторов, заключивших СПИК с Российской Федерацией.

[5] Применение данной меры стимулирования возможно для покупателей продукции, произведенной в рамках СПИК.

[6] П. 8 «Правила заключения специального инвестиционного контракта» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564).

[7] «В случае принятия нормативных правовых актов (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), вступающих в силу после подписания специального инвестиционного контракта и устанавливающих запреты или ограничения в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и (или) связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, инвестору и (или) промышленному предприятию гарантируется стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований на весь срок действия специального инвестиционного контракта» ст. 10 Типовой формы СПИК Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564).

[8] Говорится в специальной презентации Минпромторга России.

[9] Российская газета — Федеральный выпуск № 7018 (150) от 10.07.2016 г.

[10] п. 1 ст. 284.3 НК РФ.

[11] Это условие не является гарантией сбыта, а лишь опцией, которой еще нужно суметь воспользоваться. При этом в рамках системы соглашений устанавливаются довольно жесткие требования к цене продукции, реализуемой по такому варианту.

[12] Это создает некоторое препятствие для заключения контракта т.к. большее число инвестиционных льгот предоставляются только при условии принятия соответствующего регионального законодательства.

[13] Компании отмечают необходимость предоставить возможность отклонения от показателей на 15–20%, учитывая динамичность проектов и рынков.

[14] Что также может быть и рассмотрено как преимущество для участников отношений, дающие больше места для маневра.

[15] Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием kremlin.ru