Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Экспертно-методического совета НАКДИ Дарья Годунова отмечает, что использование специального инвестиционного контракта создает инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта путем осуществления мер стимулирования.

Выгоды инвестора от заключения СПИК выражаются в стабильности налоговых и регуляторных условий бизнеса, а также в получении специальных для участников СПИК федеральных и региональных мер стимулирования, которые включают:

- упрощенный доступ к государственному заказу, через предоставление возможности являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК на внеконкурсной основе [1];

- возможность снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль ; [2]

- ускоренная и/или упрощенная процедура получения статуса российского производителя ; [3]

- меры стимулирования в зависимости от отрасли и субъекта РФ, в том числе предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

К числу налоговых мер стимулирования относятся:

- неприменение положений законодательства о налогах и сборах, ухудшающих условия участников СПИК, до даты окончания срока действия СПИК/ до даты окончания сроков действия льгот, установленных на дату заключения СПИК [4];

- ускоренная амортизация (с коэффициентом не выше 2) в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК, включенных в 1-7 амортизационные группы [5];

- возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0%. 

При этом пониженная до 0% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации, возможна при соблюдении следующих условий: 

- доходы от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы налога на прибыль инвестора;

- регистрация юридического лица в России;

- отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;

- неприменение специальных налоговых режимов, т.е. инвестор не является участником консолидированной группы налогоплательщиков, некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; резидентом ОЭЗ или ТОСЭР; бывшим участником РИП (участником или правопреемником участника, реализуемого РИП).

Крупные российские и международные компании подписывают СПИК во многом ради того, чтобы работать в долгосрочной перспективе по прозрачным и понятным правилам. И это при том, что продукция, которую планируется выпускать, должна быть уникальной, то есть не иметь аналогов в России [6].

Также одним немаловажным элементов является «дедушкина оговорка». В случае, если после заключения СПИКа принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие запреты, новые ограничения или требования к промышленной продукции, в отношении участника СПИКа они не применяются, если речь не идет о международных обязательствах России [7].

На время выхода статьи подписано 13 СПИКов и данный список не закрыт, еще около 15 находятся на рассмотрении:

- ООО «МАЗДА-СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» – создание завода по производству предназначенных для экспорта двигателей для моторных транспортных средств (Приморский край);

- ООО «КЛААС» – модернизация завода сельскохозяйственных машин КЛААС (Краснодарский край);

- Концерн «ДМГ МОРИ АГ» – строительство Ульяновского станкостроительного завода (Ульяновская область);

- АО «ГМС Ливгидромаш» – локализация производства насосов для нефтепереработки (Орловская область);

- ООО «Томские технологии машиностроения» – освоение серийного выпуска отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов (Томская область);

- ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» – создание горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей (Волгоградская область);

- ООО «ЕвроХим-УКК» – создание промышленного производства «Усольский калийный комбинат» (Пермский край);

- АО «Мерседес-Бенц РУС» – создание и освоение промышленного производства колесных транспортных средств «Мерседес-Бенц» (Московская область);

- ООО «АстраЗенека Индастриз» - модернизация и организация российского производства инновационных, не имеющих в стране аналогов, препаратов для лечения социально-значимых заболеваний (Калужская область);

- АО «Санофи-Россия» - модернизация промышленного производства фармацевтической продукции на заводе «Санофи-Авентис Восток» по освоению на территории РФ промышленного производства фармпродукции, не имеющей аналогов в России (Орловская область);

- ООО «Герофарм» - создания полного цикла производства лекарственных препаратов, в том числе препаратов инсулина и его аналогов (Санкт-Петербург);

- ПАО «Транснефть» - создание промышленного производственного комплекса Тюменского ремонтно-механического завода (Тюменская область);

- ООО «Вило Рус» - модернизация производства насосного оборудования на заводе в Ногинске (Московская область).

Относительно зарубежного опыта или примеров можно выделить применение СПИК в Венгрии и Китае. В Венгрии инвесторы, рассчитывающие получить индивидуальные налоговые льготы, должны, в частности, открыть производство в регионах с высоким уровнем безработицы и трудоустроить минимум 500 человек. За 10 лет с момента введения подобного механизма (с 1995 по 2005 год) по объему иностранных инвестиций на душу населения Венгрия вышла на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы [8]. В Китае льготы (налоговые, а также более дешевые кредиты) предоставляются инвесторам, 70 % продукции которых идет на экспорт, где также используются зарубежные технологии, но при этом есть приоритеты по отраслям. В результате годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций в страну увеличился с 4,4 миллиарда долларов США в 1991 году до 45,5 миллиарда в 1998 году [9].

Именно из-за такой активной востребованности механизма СПИК и с учетом уже сложившейся практики, от бизнеса поступают предложения по совершенствованию некоторых статей, в частности:

- для многих компаний существенным препятствием является ограничение по доле доходов юридического лица, являющегося стороной СПИКа, которую должны составлять доходы от инвестиционного проекта (не менее 90%) [10]. Требование о 90-процентной доле доходов от проекта инвесторам – участникам СПИК является трудновыполнимым для крупных промышленных предприятий, которые уже производят определенный объем продукции либо планируют освоение новой продукции на действующих мощностях;

- ограниченный период применения льготной ставки по налогу на прибыль (2025 г., согласно НК РФ);

- не совсем очевидной является предоставляемая возможность льготного доступа к госзаказу, согласно которой производитель, заключивший СПИК, может без конкурса реализовывать государственным структурам до 30% соответствующей продукции [11];

- сама процедура заключения СПИК для неподготовленного участника может показаться достаточно непростой: предусмотрено пять этапов, в которых, помимо Минпромторга России, участвует Фонд развития промышленности, региональные органы власти и Межведомственная комиссия (МВК), включающая 19 членов от 10 организаций;

- что не мало важно для заключения СПИКов на уровне региона необходимо, чтобы субъект РФ принял свои законодательные акты, пока из 85 регионов это сделали только 38 [12];

- высокие штрафные санкции за отклонение ключевых показателей реализации проекта от плановых [13];

- требование о неучастии организации в составе консолидированной группы налогоплательщиков;

- неясность критериев оценки заявлений на заключение СПИК;

- нечеткость формулировок типовой формы СПИК [14].

С учетом перечисленных плюсов и минусов, надо признать, что все предлагаемые инструменты стимулирования частных инвестиций в экономику России в общей массе несут в себе достаточно много рисков. И то, что за столь небольшой срок введения на рынок СПИК уже имеет достаточно обширную практику, говорит о многом.

По словам Дарьи Годуновой, если в регионах будет заключено хотя бы по одному СПИК, то это может принести каждой территории в среднем около трех миллиардов рублей, несколько сотен рабочих мест, многомиллионные поступления в бюджет. Несомненно, для этого необходимо достаточно много составляющих, но в данном случае достижение вышеперечисленных показателей вполне реально, а главное осуществимо.

Кроме того, Президент России предлагает использовать механизм СПИК для проектов по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса. По мнению Президента, только так можно решить стратегическую задачу – повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году – 50 процентов [15].

Дарья Годунова добавляет, что нельзя не поддержать предложения по стимулированию российской экономики «мирными» инструментами воздействия, особенно в столь нестабильное время как для частной, так и публичной сторон.

Особенности и преимущества механизма специального инвестиционного контракта подробно освещены в экспертной статье Дарьи Годуновой «Потенциал специального инвестиционного контракта можно использовать для структурирования инфраструктурных проектов»

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru

 
[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации».

[3] Приказ Минпромторга России от 12.11.2015 № 3568.

[4] Применение данной меры стимулирования возможно только для инвесторов, заключивших СПИК с Российской Федерацией.

[5] Применение данной меры стимулирования возможно для покупателей продукции, произведенной в рамках СПИК.

[6] П. 8 «Правила заключения специального инвестиционного контракта» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г.  № 1564).

[7] «В случае принятия нормативных правовых актов (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), вступающих в силу после подписания специального инвестиционного контракта и устанавливающих запреты или ограничения в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и (или) связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, инвестору и (или) промышленному предприятию гарантируется стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований на весь срок действия специального инвестиционного контракта» ст. 10 Типовой формы СПИК Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г.  № 1564).

[8] Говорится в специальной презентации Минпромторга России.

[9] Российская газета - Федеральный выпуск №7018 (150) от 10.07.2016 г.

[10] п. 1 ст. 284.3 НК РФ.

[11] Это условие не является гарантией сбыта, а лишь опцией, которой еще нужно суметь воспользоваться. При этом в рамках системы соглашений устанавливаются довольно жесткие требования к цене продукции, реализуемой по такому варианту.

[12] Это создает некоторое препятствие для заключения контракта т.к. большее число инвестиционных льгот предоставляются только при условии принятия соответствующего регионального законодательства.

[13] Компании отмечают необходимость предоставить возможность отклонения от показателей на 15–20%, учитывая динамичность проектов и рынков.

[14] Что также может быть и рассмотрено как преимущество для участников отношений, дающие больше места для маневра.

[15] Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием kremlin.ru