Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

18 Декабря 2018

Развитие инфраструктуры в России требует заинтересованности государственных структур в привлечении частного капитала

Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России подписал в начале мая 2018 года. На реализацию всех задач, поставленных в документе, необходимо около 25 трлн рублей. Одним из источников средств, которые выделили в кабинете министров, — это частные инвестиции. Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП ТПП РФ, член Экспертно-методического совета НАКДИ, член Экспертного совета Национального Центра ГЧП Дарья Годунова отмечает, что речь даже не идет сейчас о средствах компаний с госучастием, а именно о заинтересованных, «назначенных», простимулированных частных инвесторах, которые готовы вложить акционерный и кредитный капитал в различного рода инфраструктуру.

Законодательство предлагает инструменты для таких вложений, а именно существует несколько основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса, которыми может воспользоваться каждый и на любом уровне собственности, но скорее речь идет о вложениях в муниципальную и региональную инфраструктуру:

1. Концессия — Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Государственно-частное партнерство — Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Контракт жизненного цикла — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Институциональное партнерство на базе федеральных законов о хозяйственных обществах, простое товарищество.

5. Еще пока существует вариант — специальный инвестиционный контракт — Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», но в ближайшее время должны принять поправки, где контракт будет иметь несколько иной лик, уже в качестве соглашения о защите и поощрении капиталовложений — проект Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Самый популярный инструмент из перечисленных — это концессия, в период с 2005 по настоящее время в среднем заключено более 2 тысяч концессионных соглашений. Для такой большой страны как Россия, это немного. Для сравнения при появлении самого термина «государственно-частное партнерство» (ГЧП, Public Private Partnership) через «британскую модель» где правительство Д. Мейджора объявило о «частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative — PFI) через модернизацию концепции управления госсобственностью — в период с 1997 по 2003 года в маленькой Британии было заключено более 450 соглашений.

Но даже при таких цифрах, последнее время к концессии в разных сферах появились претензии со стороны представителей государственных структур и депутатского корпуса.

В частности, по мнению чиновников, для большинства реализуемых проектов требуются чрезмерные выплаты из бюджета. Сумма государственных обязательств по проектам ГЧП практически равна сумме самих проектов, что свидетельствует о низкой доле привлечения частных инвестиций. Хотя данные проекты снижают нагрузку на бюджет в виде временной отсрочки выплат из бюджета, признают оппоненты, но все же предлагается сделать акцент на снижение вклада со стороны государства, через стимулирование частного партнера путем компенсации затрат на реализацию проекта не за счет бюджетных средств, а за счет собственной прибыли, полученной в ходе эксплуатации готового объекта ГЧП.

Все просто, но есть один нюанс, частный инвестор не благотворительная организация, как бы он не был сердцем патриотичен, а головой бескорыстен, конечно, есть и глубоко циничные представители, но предлагаю разобраться через реальные примеры, не голословно.

Итак, ГЧП, если простым языком — это когда объект, принадлежащий государству, проектируется, строится и/или реконструируется/модернизуется и управляется частным бизнесом (частный партнер) и, что главное на частные деньги, а оплата производится государством (публичным партнером) и/или пользователями после сдачи объектов и начала эксплуатации.

Первоначально, когда возникал в 2005 году институт концессии, предполагалось, что государство действительно будет просто отдавать имущество на время, а компенсировать все вложения инвестора будут за счет оплаты услуг потребителем. Но экономика изменилась и сейчас без платы концедента или дополнительных субсидий не то, что просто окупиться сложно, что уж говорить о простой рентабельности, при таких кредитных ставках и изношенности предлагаемых государственных объектов. При этом стоит только взглянуть на бюджеты по тем же господрядам, например, по прокладке/перекладке ливневой канализации и сравнение становится еще уместнее. В концессии оплата происходит по конечному результату, а условия, предложенные победившим в конкурсе (процедура более сложная, нежели по 44-ФЗ) четко фиксируются в соглашении на долгие годы (в среднем 15 лет), плюс не забываем про банк, который сейчас, как правило идет третьей стороной и то, что мы говорим о совершении нескольких услуг инвестором оформленные единым контрактом.

При этом, скажем честно, привлекательных для бизнеса и эффективных для общества проектов не так-то много. И если даже вы решите запечатлеть свои имя в камне, вам придется очень постараться, чтобы получить необходимое просто описание объекта, даже не проекта, проект вы будете структурировать сами, потому как хоть регионы и обязывают каждую зиму публиковать список проектов, которые можно реализовать через ГЧП, как правило описание сводиться не к конкретным данным, а к общему резюме «реконструируйте все по последнему писку технологий, не просите нас это все компенсировать и не нужно спорить про наши тарифы, не мы их принимали, как и имущество с землей все никак руки не доходят зарегистрировать».

Понять можно обе стороны. И госсектору сложно оценивать высокие материи, при постоянном прессинге со стороны федерального центра, и частному инвестору сложно понравится всем и каждому, и при это не выглядеть злостным капиталистом, но приведу одну только выдержку из списка работ, которые надо проделать сторонам ГЧП проекта, и при этом не потерять самообладание, и веру в успех.

Сокращенная, укрупненная дорожная карта из 15 пунктов по подготовке проекта по созданию и использованию частных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования:

1. Принять решение городской Думой о создании и использовании на территории города, в том числе на платной основе, парковок с помощью частного инвестора.

2. Определить порядок финансирования создания и функционирования платных парковок через отдельное постановление.

3. Принятие решения на уровне Губернатора о распределении полномочий в отношении планируемого парковочного пространства, также через отдельное постановление.

4. Разработка адресного перечня платных парковок через утверждение Главой муниципального образования:

— проводится анализ существующей градостроительной и планировочной ситуации, определяется функциональное назначение объектов и параметры улично-дорожной сети,

— проводится обследование дороги с целью выявления мест скопления транспортных средств для определения числа стоящих автомобилей, способов постановки на стоянку, среднего времени и периодичности стоянки,

— проводятся замеры транспортных потоков, определяют пропускную способность дороги с целью установления возможности размещения на ней парковки на платной основе,

— разрабатывается вариант схемы разметки мест парковки,

— выбирается объект недвижимости («пульт управления») и выделяется земельный участок.

5. Разработка или внесение изменений, в зависимости от принятого решения по ценовой политики, в Методику расчета платы за пользование на платной основе парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования, также через отдельное постановление.

6. Принятие решения относительно подготовки проектной документации парковочных мест для целей проведения необходимых мероприятий силами публичного партнера или уже частным инвестором.

7. Внесение изменений в законы региона, как правило это:

— установление административной ответственности за неоплату стоимости парковки при размещении транспортного средства на платной парковке (размер штрафа),

— порядок привлечения к административной ответственности,

— определение подведомственности дел по неоплате платной парковки — административной комиссии,

— определения особого порядка рассмотрения дел в соответствии с ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ (без составления протокола, без участия правонарушителя, с применением средств фото- и видеофиксации).

8. Разработка или внесение изменений в части образования дополнительной административной комиссии по рассмотрению дел, связанных с неоплатой стоимости платной парковки, определения полномочий административной комиссии, а также установления особого порядка рассмотрения подобных дел.

9 Утверждение персонального состава административной комиссии по рассмотрению дел, связанных с неоплатой платной парковки.

10. Подписание соглашения с УМВД об обеспечении межведомственного электронного взаимодействия, для получения персональных данных в целях привлечения правонарушителей к административной ответственности за неоплату платной парковки (не всегда есть такая возможность).

11. Выделение и наделение уполномоченного органа полномочиями по разработке конкурсной документации, проведение конкурса, заключение договора (концессия), через постановление Администрации.

12. Подготовка пакета документов по форме (утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения») в целях заключения концессионного соглашения через частную концессионную инициативу, основное это:

— предложение о заключении концессионного соглашения — заявка,

— проект концессионного соглашения,

— приложения к концессионному соглашению, в том числе технические и финансовые приложения,

— документ об источниках финансирования в соответствии с требованием п. 3 ч. 4.10 статьи 37 115-ФЗ, по предварительной достигнутой договоренности с банком.

13. Подача, и дальнейшее согласование, в уполномоченный орган пакета документов по частной инициативе, проведение необходимых процедур, определение победителя, заключение договора.

14. В случае проведения конкурса, если не получится через частную инициативу и еще кто выйдет с предложением, разработка и утверждение проекта конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, утверждение состава конкурсной комиссии, сроков проведения конкурса — подачи, рассмотрения заявок и т.д.

15. Прохождение процедуры финансового закрытия, через получение необходимых кредитных средств частным партнером в банке.

По объему работ (предмета концессионного соглашения), приведем пример нашумевшего проекта по установке платных парковок в г. Воронеже, на плечи концессионера перекладываются помимо проектирования, установки и эксплуатации оборудования, все плановые и непредвиденные операционные расходы, которые могут возникнуть в течение 10 лет:

— комиссии основных платежных сервисов,

— каналы связи,

— уборка всех парковочных карманов,

— очистка более 6500 дорожных знаков,

— табличек и информационных щитов, их восстановление,

— расходы на содержание помещения Центра управления парковочным пространством города.

Ремонт и замена вышедшего из строя в течение 10 лет оборудования также лежит в зоне ответственности концессионера: 10 автомобилей, 20 паркоматов, 20 мобильные устройств фотофиксации и 57 стационарных камер, серверное оборудование.

Итого, все вышеперечисленные пятнадцать шагов возможно осуществлять одновременно через созданную рабочую группу в Администрации публичного партнера, силами заинтересованного инвестора осуществлять подготовку необходимых проектов документов и дальнейшее принятие через уполномоченные органы.

Общий срок проведения подготовительного периода до момента подписания концессионного соглашения — от 6 месяцев до 2 лет и это в лучшем случае, финансовое закрытие от 4 до 12 месяцев.

И когда вы пройдете весь этот круг (а тут мы не написали, как еще согласовывается частная концессионная инициатива, это разговор для отдельной статьи), потратитесь на консультантов, вымотаете все нервы на согласовании гранта/платы/субсидии/тарифа (по алфавиту), исчерпаете все обаяние для прокуратуры и массы заинтересованных еще лиц — тут возникнет вдохновленный предстоящими выборами депутатский корпус и… все сначала.

Поэтому, все же хотелось бы не намекать, кто конкретно из перечисленных лиц не хочет реализации намеченных стратегических целей Президента России и Правительства России, а немного обратить внимание на подходы, поделить это все на реальность и прибавить профессионализма, а дальше все зависит от везенья и расположения, которое тоже надо заслужить.

Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП ТПП РФ, член Экспертно-методического совета НАКДИ, член Экспертного совета Национального Центра ГЧП Дарья Годунова.

    11.12.2019
    Реклама

    Траектория роста

    Зеленые финансы

    Инвестиции в инфраструктуру

    Инвестирование средств НПФ

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО

     ПОДПИСАТЬСЯ

    на информационно-аналитические продукты

    НАКДИ