Член Совета директоров, президент рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Дмитрий Гришанков рассказал, что Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2017 года, представленный рейтинговым агентством RAEX, впервые за долгое время демонстрирует снижение инвестиционных рисков. Дмитрий Гришанков убежден, что тенденция к снижению рисков будет наблюдаться в течение ближайших нескольких лет.

Дмитрий Гришанков рассказал об основных выводах, сделанных на основе представленного RAEX Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2017 год. Данный рейтинг составляется для оценки инвестиционного климата отдельно взятого региона - в частности, при определении позиции региона в рейтинге оцениваются инвестиционные риски и рассчитывается инвестиционный потенциал региона – показатель объема инвестиций, который может освоить регион. Динамика инвестиций довольно точно следует индикаторам агентства, то есть индикатор инвестиционного риска, рассчитываемый агентством – это индикатор поведения прямого инвестора.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2017 года впервые за долгое время демонстрирует снижение интегрального инвестиционного риска в целом и всех его шести частных составляющих: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Самая острая фаза кризиса пройдена и в показателях 2016-го года это отразилось в сокращении интегрального инвестиционного риска на 3,1% относительно уровня 2015 года. Наибольшее снижение у финансового риска (-4,8%), а наименьшее – у управленческого (-1,2%).

В настоящее время ситуация стабилизировалась и наблюдается тенденция к снижению уровня рисков. Причем это снижение наблюдается и по всем составляющем риска, таким как управленческие риски, экономические и криминальные. Часть экспертов полагает, что это снижение временно и не будет носить долгосрочный характер. Дмитрий Гришанков придерживается мнения другой части экспертов, которые убеждены, что снижение продолжится в ближайшие 3-4 года. При этом он отмечает, что снижение рисков происходит в регионах с наибольшим инвестиционным потенциалом.

Снижение инвестиционных рисков, выявленное рейтингом, подтверждается статистическими данными: рост инвестиций в основной капитал в III квартале 2017-го составил 4,2% к аналогичному периоду прошлого года, а доля регионов, показавших увеличение объемов промышленного производства, с 72% в 2016-м достигла 85% по итогам трех кварталов 2017 года. Одновременно рейтинг показывает, что многим регионам предстоит пережить смену экономической парадигмы. Если до кризиса роль тех или иных региональных драйверов была очевидной (для одной группы территорий – нефтегазовый комплекс, для другой – АПК, для третьей – эффект от реализации масштабных федеральных программ), то сейчас картина социально-экономического развития в территориальном преломлении стала расфокусированной.

На первые 20 регионов приходится 40% общего инвестиционного потенциала. Согласно статистики агентства в 2017 году Москва оказалась в рейтинге не на первом месте.

Первыми частичное выправление ситуации почувствовали крупнейшие экономические центры страны. Сейчас в России, по данным Росстата, 15 регионов, в состав которых входят города-миллионники, а если добавить два региона, сопредельных ведущим мегаполисам России, – Московскую и Ленинградскую области, то указанное число возрастет до 17. В нынешнем рейтинге 12 из них улучшили свое положение по показателю интегрального риска (так, Санкт-Петербург прибавил 3 позиции, Новосибирская область – 6, Волгоградская – целых 10, а Московская область – 4, выйдя в лидеры списка).

В лидерах оказались аграрные регионы, они поднялись в рейтинге под влиянием таких факторов как развитие машиностроения и животноводства.

Дмитрий Гришанков рассказал, что агентство помимо рейтинга инвестиционной привлекательности регионов присваивает кредитные рейтинги и регионам, и компаниям; и если рейтинг инвестпривлекательности моделирует поведение прямого инвестора, то кредитный характеризует кредитное качество долговых обязательств.

Так, агентство рассчитывает кредитные рейтинги инфраструктурных проектов, которые наиболее интересны участникам рынка, инвестирующим посредством покупки инфраструктурных долговых ценных бумаг. В данный момент на сайте агентства выложены для публичного обсуждения изменения к данной методологии и любой участник может с ними ознакомиться и внести свои замечания и предложения. Банк России обязал агентство раскрывать методологию полностью и для инвесторов это хорошо, так как любой участник рынка при желании может полностью воспроизвести расчеты, сделанные агентством.

При анализе проектной компании агентство учитывает два основных направления – проектные риски и финансовые риски. К проектным рискам относятся прогноз спроса, надежность подрядчиков, риски проектирования и технологии, опыт команды, качество проработки проекта, внешняя экспертиза, все факторы, которые связаны с физической реализацией проекта. Финансовые риски - это прежде всего сбалансированность денежных потоков, прогнозная ликвидность, долгосрочная финансовая состоятельность, структура финансирования, валютные риски и т.д. Агентство не учитывает рентабельность и рыночную стоимость проектов, так как их анализ проводится прежде всего с точки зрения кредитных аналитиков. В первую очередь основной упор делается на оценку возвратности инвестиций, так как кредитный рейтинг должен отвечать на вопрос - вернуться ли инвестиции и с какой вероятностью?

В агентство часто обращаются компании, участвующие в концессионных проектах, с вопросом, как они могут повысить свой рейтинг с тем, чтобы их облигации могли покупать пенсионные фонды. Если до недавнего времени рейтинг компаний можно было повысить, получив государственные гарантий, то сейчас, в связи с усложнившимися методиками, превращение в квазигосударственную компанию еще не гарантия повышения рейтинга до необходимого уровня. Повышению рейтинга способствуют всевозможные юридические компенсации, возвраты и страховки по 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», включая досрочное прекращение соглашений, а также софинансирование концедентов, зафиксированная стоимость работ, твердые условия контракта, участие концедента не только в финансировании, но и в осуществлении этих работ. Чем больше концедент участвует в проекте, тем выше гарантия,что все будет хорошо. Очень важны также страхование и высокий рейтинг у всех участников проекта, в том числе у концессионера и концедента, партнеров, включая страховщика, который страхует объект и банк, через которые проходят денежные потоки.

В своей деятельности по оценке инфраструктурных проектов агентство ориентируется на 3 фактора. Это статистика дефолтов, рейтинг инвестпривлекательности региона, где осуществляется проект и кредитные рейтинги всех участников проекта.

Кроме того, Дмитрий Гришанков отметил, что статистика дефолтов – это показатель, который каждое рейтинговое агентств трактует по-разному, определение дефолта «чуть-чуть» отличается в каждом рейтинговом агентстве. Но, по словам Дмитрия Гришанкова, это «чуть-чуть» приводит к тому, что рейтинговые агентства, например, привязывают дефолт к разным датам или расходятся в понятиях, что относить к дефолтам в принципе. Например, некоторое время назад в Центральном банке шла дискуссия, считать ли санацию банков дефолтом. В результате обсуждений, регулятор решил, что санация банка – это не дефолт, после чего рейтинговые агентства убрали санацию из статистики дефолтов.

Дмитрий Гришанков объяснил свое внимание вопросу дефолтов: по его мнению, нет дефолтов – нет рейтингов. То есть рейтинговые агентства калибруют свои методологии под ту статистику дефолтов, которая существует в настоящее время.

В завершении Дмитрий Гришанков затронул тему стоимости услуг по рейтингованию, отметив, что услуга довольно дорогостоящая, что обусловлено требованиями Банка России к качеству ее предоставления. Согласно этим требованиям, рейтинги должны делаться в соответствии с лучшими мировыми практиками, более того, процедуры по их созданию, прописаны Банком России даже жестче, чем, например, в Европе и США. Этим и объясняется высокая стоимость рейтингования, из-за которой оно становится недоступным, например, для среднего бизнеса и мелких проектов. Выходом из этой ситуации может стать возможность субсидирования стоимости оказания услуг по получению рейтинга.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru по материалам Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов (InfraSummit), декабрь 2017 г.