Вопрос разработки различных типов рейтингов для проектов государственно-частного партнерства, по мнению партнера InfraKAP, члена Экспертно-методического совета НАКДИ Александра Баженова, является одной из центральных тем на рынке долгосрочного инвестирования, поскольку сравнение тех или иных параметров проектов позволяет оценить реальное состояние дел в развитии инструментария рейтингования.

По словам Александра Баженова, сегодня существует три прикладных раздела этой темы, которые требуют обсуждения и дополнительной проработки: рейтинги развития рынка проектов ГЧП и концессий, рейтинги кредитоспособности инфраструктурных проектов и компаний и выпускаемых ими ценных бумаг, индексы финансового рынка, отражающие колебания стоимости ценных бумаг инфраструктурных игроков.

Рейтингов развития рынка довольно много, они разрабатываются в интересах государственного управления инвестиционной политикой регионов по внедрению ГЧП и отражают общий уровень административной или деловой активности в отраслях и регионах. В частности, благодаря им можно получить ответ на вопрос есть или нет нормативно-правовая база в регионе, оценить количество проектов, объем планируемых инвестиций, уровень развития бизнеса в целом или открытость региона для реализации тех или иных решений.  

Пока, по словам Александра Баженов, реальное влияние  ГЧП на экономическое развитие не оценивается. К примеру, отсутствует сравнительная информация об объеме обязательств частных партнеров по капитальным вложениям, принимаемых в рамках проектов, к общим объемам публичных закупок за сопоставимый период времени. при ее наличии можно было бы оценить реальный вклад частного сектора в более эффективное исполнение обязанностей органов власти. Например, в Италии доля ГЧП в общем объеме госзакупок оценивается в размере 30%, а в Великобритании во время реализации первых проектов ГЧП этот уровень доходил до 15%. У нас сейчас доля ГЧП составляет около 3-5 % - несмотря на все усилия по пропаганде и продвижению этого механизма, государство пока мало в него верит и практически не использует в своей экономической политике.

Рейтинги кредитоспособности проектов исключительно важны. Проводимый рейтинговой компанией комплексный анализ экономических, юридических, технических, регуляторных, наконец, управленческих рисков помогает оптимизировать и структурировать деятельность инфраструктурной компании, ее взаимодействие с публичным контрагентом. Безусловно в методике такой оценки кроется много подводных камней. История российского рынка финансирования инфраструктуры коротка, рынок не глубок. В этой связи отнесение проекта к той или иной категории риска носит либо умозрительный, либо заимствованный с других рынков характер.

Самая проблемная и «больная» зона для рейтинговых агентств — это вопрос о статистике дефолтов на российском рынке.  До сих пор никто не может показать многолетнюю статистику дефолтов даже для строительных проектов, финансируемых за счет бюджета. Нет статистики и по строительным проектам частного бизнеса. Именно поэтому невозможно оценить влияние переноса строительных рисков с публичного на частного партнера и обосновать эффективность ГЧП и концессий. Кроме того, довольно сложно оценить вероятность дефолта проекта ГЧП или концессии с тем или иным распределением риска, отнести его к тому или иному уровню рейтинга кредитоспособности.  Необходимость создания статистических расчетов вероятности дефолтов для тех или иных проектов становится все более актуальной. По мнению Александра Баженова, при этом, возможно, будет полезно использовать данные по дефолтам из отраслей, в которых эти данные уже накоплены и оценены, например, существующую статистику дефолтов займов коммерческих банков по отраслям промышленности.

Расширение базы инвесторов для финансирования инфраструктуры требует разработки индексов соответствующих ценных бумаг. Сейчас пока отсутствует четкое представление о том, являются ли такие ценные бумаги привлекательными для инвесторов, что происходит с их доходностью с течением времени, как они себя ведут в условиях экономических кризисов и т.д. При наличии таких индексов к инвестированию смогут привлекаться более консервативные и меньшие по размеру институциональные инвесторы, не имеющие достаточных сил для активного участия на стадии структурирования проектов.  Александр Баженов считает, что уже возможна разработка единого индекса под ценные бумаги для финансирования концессий, проектов ГЧП, частных компаний, владеющих инфраструктурой, региональных и муниципальных заимствований под программы развития инфраструктуры, для финансирования  инфраструктурных монополий.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА по материалам IX Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России» и Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов InfraSummit (декабрь 2017 г.)