Директор «Транспортной концессионной компании» Сергей Окутин считает развитие инфраструктуры городского транспорта — основой экономического и культурного развития городов России. Трамвайное сообщение и другие виды рельсового городского транспорта обладают рядом значительных экологических и экономических преимуществ, которые уже оценены во многих зарубежных странах. «Транспортная концессионная компания» реализует концессионный проект создания трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Окутин СергейСоздание трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в рамках концессионного соглашения

К 2016 году Красногвардейский район Санкт-Петербурга испытывал острую потребность в транспортном развитии: 2 станции метро на 350 тыс жителей района, трамвайные пути были сильно изношены, подвижной состав устарел, скорость передвижения — низкая. В связи с этим в районе назрела необходимость в комплексной реконструкции трамвайной сети, с использованием современного скоростного подвижного состава. На решение данной задачи и направлена реализация концессионного соглашения, подписанного 30 мая 2016 года между Правительством Санкт-Петербурга и «Транспортной концессионной компанией». Срок концессионного соглашения — 30 лет. Объем инвестиций на создание трамвайной сети в Красногвардейском районе — порядка 14 млрд руб.

Концессионный проект отвечает задачам Транспортной стратегии России, а также Стратегии развития Санкт-Петербурга, которые предполагают развитие городской пассажирской транспортной инфраструктуры посредством реализации концессионных соглашений, финансирование проектов частным инвестором возможно путем выпуска облигационных займов.

В 2018 года состоялся ввод первого пускового этапа в рамках создания объекта концессионного соглашения — открытие движения по маршруту № 8 в Санкт-Петербурге. Рабочее движение на маршруте было открыто 1 марта 2018 года, перевозка пассажиров началась 7 марта 2018 года. По маршрутам новой трамвайной сети курсируют трамвайные вагоны «Чижик», разработанные специально по заказу компании-концессионера в рамках реализации концессионного соглашения.

На сегодняшний день трамвайный вагон «Чижик» является самым длинным в мире трехсекционным трамвайным вагоном — 33,45 м. Его отличительными особенностями являются наличие двух кабин управления, пассажировместимость до 376 человек, системы кондиционирования салона и кабины машиниста, системы подсчета пассажиров, видеонаблюдения и информирования. Уникальный дизайн и компоновка трамвая «Чижик» разрабатывались индивидуально, под требования технического задания в рамках концессионного проекта создания и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. 23 комфортабельных вагона будут перевозить пассажиров после окончания строительства.

На маршруте № 8 созданы максимально удобные для пассажиров условия: интервал движения трамваев в часы пик составляет всего 5 минут, время в пути между конечными станциями маршрута составляет 15 минут, средняя эксплуатационная скорость — 21 км/ч. Для сравнения — до реконструкции трамваи преодолевали данный участок за 28 минуты со средней скоростью 12 км/ч. При этом максимальная скорость трамваев на маршруте ограничивается правилами дорожного движения и составляет 60 км/ч, а конструкционная скорость составляет 100 км/ч.

Комфортный низкопольный трамвай оборудован системой интеллектуального климат-контроля и информационными системами для пассажиров: видеомониторы, внешние и внутренние светодиодные табло, голосовой автоинформатор и система ориентирования для слабовидящих пассажиров. Стоимость проезда соответствует городским тарифами, действуют все проездные и льготные билеты, оплата принимается банковскими картами, наличными, через Интернет.

На 1 этапе при реконструкции проспекта Наставников на участке от Хасанской улицы до проспекта Косыгина было вывезено 43 тысячи кубометров грунта и подготовлено новое основание автодороги и трамвайных путей, на что потребовалось 40 тысяч кубометров песка. В процессе строительства на проспекте были заменены теплотрасса, водопровод и канализация в границах проспекта Наставников суммарной протяженностью около двух километров, смонтированы 123 колодца различного назначения, установлено новое уличное освещение и обустроено более 23 тысяч квадратных метров автодороги. При этом на 250 метрах проспекта работы велись в условиях проблемной геологии. Для ввода первого пускового этапа концессионер организовал обслуживание подвижного состава и диспетчеризацию движения в здании временного депо

Но запуск движения по 1 этапу — лишь часть масштабного проекта реконструкции трамвайного движения в Красногвардейском районе. В апреле 2018 года «Транспортная концессионная компания», силами генерального подрядчика «ЛСР-Строй», приступила к реализации 2 этапа проекта создания в Красногвардейском районе комплексной структуры скоростного трамвайного сообщения «Чижик». В настоящее время работы ведутся на участке 3.1 — отрезок проспекта Наставников от проспекта Косыгина до проспекта Энтузиастов.

Сегодня движение «Чижика» отлажено, в настоящий момент время ожидания на остановках составляет около 5 минут, обеспечено обслуживание подвижного состава, условия для мойки трамваев, отдыха водителей. На территории строительства депо налажена работа системы автоматического перевода стрелки, системы лубрикации, светофорных объектов. На всем протяжении маршрута завершена установка остановочных павильонов — их 12. Практически полностью выполнены работы по асфальтированию тротуаров.

Для финансирования концессионного проекта «Транспортная концессионная компания» осуществила выпуск облигаций классов «А1» и «Б» на сумму 1,241 млрд руб. и 2,013 млрд руб. со сроком обращения 17 лет и 30 лет соответственно в сентябре 2016 года. Представителем владельцев облигаций «Транспортная концессионная компания» выступает «Администратор Фондов». В январе 2017 года состоялось подписание прямого соглашения между Правительством Санкт-Петербурга, «Администратор Фондов» и «Транспортной концессионной компанией» с целью защиты интересов и обеспечения дополнительных гарантий для стороны, предоставляющей заемное финансирование. Появление в рамках концессии представителя владельцев облигаций позволит осуществлять постоянный и эффективный контроль, ежедневный мониторинг эффективности использования средств инвесторов, проверку отчетности по проекту. В августе 2017 года Банк России зарегистрировал три выпуска ценных бумаг «Транспортная концессионная компания» — облигаций класса «А2», «А3», «А4» на сумму 8,659 млрд руб. для целей финансирования концессионного проекта. Размещение выпусков облигаций запланировано на 2018 год.

Инвестиции в создание и эксплуатацию легкорельсового городского транспорта: международный опыт

В последние годы легкорельсовый городской транспорт привлекает все большее внимание институциональных инвесторов, ищущих долгосрочные и надежные потоки доходов. Доля активов заметно увеличилась в портфелях институциональных инвесторов. Более того, теперь не только сами железные дороги, но и подвижной состав являются объектами возможных инвестиций. Возможность инвестирования непосредственно в подвижной состав расширяет инвестиционный горизонт в неожиданных направлениях, предлагая многочисленные комбинации потоков потенциальных доходов от пассажирских и грузовых перевозок. Легкорельсовый городской транспорт также является неотъемлемой частью транспортных активов, находящихся в портфелях пенсионных фондов-лидеров инвестиций в инфраструктуру.

В частности, в 2018 году канадская компания CDPQ Infra, дочерняя компания управляющей компании Сберегательной кассы Квебека (La Caisse de dépôt et placement du Québec, CDPQ), сообщила об официальном запуске проекта по строительству крупнейшего за последние 50 лет транспортного объекта в сфере общественного транспорта в канадском городе Монреале — Réseau express métropolitain, REM. Проект представляет собой строительство скоростной транспортной системы легкого метро протяженностью 67 км, которая свяжет несколько пригородов с центром Монреаля через центральный вокзал. Проект также включает преобразование существующей железнодорожной сети для скоростных перевозок. Работы начнутся весной 2018 года, а запуск проекта в эксплуатацию намечен на лето 2021 года.

На маршруте предполагается использовать полностью автоматизированные беспилотные поезда. Предполагается, что это будет четвертая по размеру автоматизированная транспортная система в мире (после систем в Сингапуре, Ванкувере и Дубае). Транспортная система будет состоять из 26 станций на 4 направлениях, из которых 12 — уже существующие. Во время строительства будет создано около 34 тысяч рабочих мест, а после ввода REM в эксплуатацию — более тысячи новых постоянных рабочих мест. Стоимость проекта оценивается в $6,3 млрд, из которых $2,95 млрд планирует проинвестировать CDPQ, $1,28 млрд — Правительство Квебека и $1,28 млрд — Правительство Канады.

Кроме того, в 2015 году австралийский пенсионный фонд First State Superannuation Scheme приобрел долю в концессионере проекта строительства системы легкорельсового транспорта в Сиднее ALTRAC Light Rail (ALTRAC) за $120,3 млн, а в 2016 году увеличил свою долю в компании до 62,5%. ALTRAC был сформирован в целях реализации проекта строительства новой 12-километровой системы легкорельсового транспорта — Sydney Light Rail (SLR), стоимостью более $1,63 млрд. Концессионное соглашение заключено сроком до марта 2034 года и включает проектирование, строительство и последующее управление SLR, а также легкорельсовой дорогой — Sydney’s Inner West Light Rail.

SLR предназначена для перемещения людей в центральный Сидней и обратно, новая дорога будет включать 19 остановок. Предполагается, что пассажиропоток SLR к 2031 году будет доходить до 242 тысяч пассажиров в «часы пик». Кстати, по прогнозам аналитиков, к 2031 году число работающих в центральной части Сиднея достигнет 451 тысяч человек. Повышение качества городской среды за счет развития транспортной системы позволяет обеспечить удобство, надежность и безопасность пассажирских перевозок.

Экспертный журнал «Концессии и инфраструктурные инвестиции» www.investinfra.ru