Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

22 Мая 2016

Создание систем раскрытия информации о ГЧП становится общемировым трендом

Бик Светлана
Бик Светлана

Бик Светлана

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам

Светлана Бик, исполнительный директор национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру считает, что создание систем дополнительного раскрытия информации о реализации проектов ГЧП становится общемировым трендом.

В конце апреля 2016 года Федеральный консультативный совет по стандартам бухгалтерского учета (FASAB), разрабатывающий общие принципы финансового учета для органов государственного управления США, заявил о введении нового стандарта отчетности SFFAS 49 — «Государственно-частное партнерство: требования к раскрытию информации». Этот стандарт, создание которого попало в повестку FASAB в связи с резким ростом количества ГЧП еще в 2012 году, вступит в силу только 1 октября 2018 года, но добровольно его стандартами участники рынка могут начать пользоваться и раньше.

Новый стандарт устанавливает принципы обеспечения раскрытия информации о государственно-частном партнерстве в федеральных финансовых отчетах общего назначения (GPFFR), которые сдают все действующие предприятия. Кроме того, документ дает расширенное и конкретизированное определение ГПЧ и устанавливает необходимость информированной оценки рисков до заключения соглашения.

SFFAS 49 не изменяет и не заменяет существующие требования к отчетности, применимые к государственно-частным партнерствам, например, в части арендных отношений или привлечения долгосрочных займов. Но при этом подотчетным организациям не придется делать выбор между положениями об отчетности, не учитывающими всей специфики ГЧП. С другой стороны, благодаря уточненному определению, данному проектам ГЧП в документе, участники этих весьма разнородных партнерств смогут выбрать удобную для себя подотчетность, например, предназначенную для концессий или совместных предприятий.

Ключевым признаком отнесения хозяйствующего субъекта к ГЧП авторы нового стандарта установили разделение рисков и выгод между представителями государственного и частного секторов. И если раньше такие партнерства вели учет по положениям, основанным на модели прав/обязательств или собственности/управления, зачастую искажая суть операций, то SFFAS 49 предписывает им пользоваться моделью риски/вознаграждения, отвечающей самой сути ГЧП. Вероятно, это первый в мире универсальный стандарт бухгалтерского учета, последовательно применяющий именно эту модель.

Реализация принципа информационной прозрачности в отношении государственно-частных партнерств, включая разработку и внедрение специальных стандартов отчетности, способна не только решить многие проблемы, возникающие в рамках отдельных государственно-частных соглашений, но и в целом способствовать развитию этой формы хозяйствования.

Государственно-частное партнерство — одна из самых сложных форм хозяйственной деятельности. Проекты ГЧП отличаются друг от друга по множеству критериев: масштабу, функциям, срокам, используемым финансовым инструментам, принципам разделения рисков, и другим. Управление такими сложными проектами требует тщательной подготовки и планирования, проработки контрактов и стандартов предоставления услуг, эффективного проведения закупок, достижения приемлемого баланса коммерческих рисков и выгод.

Сложность проектов ГЧП может препятствовать раскрытию информации о них как в обязательной отчетности, так и в добровольном порядке — в специальных базах данных и через средства массовых коммуникаций. Многие данные о таких соглашениях остаются конфиденциальными. Одна из ключевых проблем при применении механизмов государственно-частного партнерства заключается в конфликте между рядом базовых требований ГЧП, в том числе необходимостью проведения конкурентных закупок и заключения закрытых долгосрочных контрактов, и основополагающими принципами добросовестного управления и подотчeтности государственного сектора. Это особенно ярко проявляется на муниципальном уровне управления, где еще нет достаточного опыта реализации проектов ГЧП.

По соглашениям ГЧП органы власти берут на себя финансовые обязательства, поэтому раскрытие информации о целях, финансовом положении и операционной деятельности партнерств имеет важное значение не только для анализа рисков, но и для контроля эффективности управления государственными активами. Как правило, прозрачность ГЧП удовлетворяет интересам всех заинтересованных сторон, включая самих партнеров, инвесторов, экспертов соответствующих отраслей и рынков, и, наконец, граждан, условия жизни которых могут в разной степени зависеть от реализации того или иного проекта ГЧП.

Эксперты по государственно-частному партнерству в России и за рубежом в основном сходятся во мнении, что раскрытие информации о деятельности построенных по этому принципу партнерств создает благоприятные условия для ее большей поддержки со стороны инвесторов, государственных органов и общественности.

Информационная открытость проектов ГЧП через обязательное представление отчетности и участие партнерств в системах добровольного раскрытия информации, очевидно способна снижать риски инвесторов, связанные с неопределенностью, и способствовать принятию ими более осознанных и с большей вероятностью более эффективных решений, а в результате — стать драйвером роста рынка долгосрочных заимствований и катализатором общественного признания этой перспективной формы хозяйствования.

В России также идет разработка подходов к раскрытию информации в рамках реализации проектов ГЧП. Правда, Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают дополнительное раскрытие информации участниками ГЧП только на этапах подготовки и проведения конкурсов и заключения соглашений. По прохождении этих этапов партнерство возвращается в рамки общих требований к финансовой отчетности предприятий.

Однако если проект относится к сфере ЖКХ концессионеры обязаны следовать стандартам отчетности, введенным специальными постановлениями Правительства Российской Федерации. Если в рамках реализации концессионных соглашений были выпущены эмиссионные ценные бумаги — тогда наступает обязанность по раскрытию информации на основании Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

При всем позитивном влиянии на прозрачность участников ГЧП, попадающих в эти две категории организаций, обе эти системы дополнительного раскрытия информации не дают ответов на существенные вопросы участников рынка, в частности, относящиеся к оценке потенциальных рисков инвесторов в концессионные проекты и облигации. То есть даже концессионные проекты, выходящие с эмиссиями облигаций на биржу, недостаточно прозрачны. Потому что в условиях дефицита регулярной информации о текущей реализации финансовой модели проекта, инвестору сложно оценивать и контролировать долгосрочные риски и формировать независимые решения. По отдельности не решают проблемы и рейтинги эмитентов ценных бумаг, и данные, предоставляемые концессионерами для проведения закупочных аукционов.

На многие относительно этих проектов могли бы дать ответы системы дополнительного раскрытия информации об их участниках и параметрах реализации проектов, которые аккумулируют всю имеющуюся информацию из самых разных источников под потребности институциональных инвесторов — в первую очередь, негосударственных пенсионных фондов. Ведь рынок инвестиций в инфраструктурные проекты — это рынок их зоны интереса и возможностей. Достоверная и подробная информация о проектах и эмиссиях ценных бумаг под их реализацию может выступать надежным источником информации для регулятора рынка (Банка России), для Московской биржи, рейтинговых агентств и стать серьезной опорой для рынка в целом, в том числе создавая основу для риск-менеджмента институциональных инвесторов.

Из существующих в России систем добровольного раскрытия информации критериям достоверности и полноты в большей степени отвечает База данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru, которая формируется и администрируется Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ).

Система дополнительного раскрытия информации о реализации концессионных проектов и их участниках ИНВЕСТИНФРА может способствовать разработке особых регуляторных норм, отвечающих природе долгосрочного инвестирования в инфраструктуру, структурированию и тиражированию успешных проектов, создания адаптированных к восприятию инвесторами форматов представления проектов, а также для привлечения на фондовый рынок новых эмитентов и проектов.

В целом серьезные предпосылки к прорыву «информационной блокады» на рынках ГЧП сложились во многих странах. О многом говорит и факт организации специальных государственных агентств по ГЧП в более, чем 70-ти странах мира. Правительства этих государств, финансовые организации развития, другие международные институты, консультативные учреждения, и множество представителей частного сектора уже работают над развитием и продвижением формата ГЧП. Большинство из них позиционирует этот формат, как ключевое условие развития социально-значимых инфраструктур и оздоровления национальных экономик.

В начале 2016 года специальная группа G20 провела масштабные консультации с ведущими экспертами рынков инфраструктурных инвестиций разных стран по вопросу общей рамки раскрытия информации по ГЧП-проектам A Framework for Disclosure in Public-Private Partnership Projects, которая была вынесена на публичное обсуждение. Судя по всему, создание систем дополнительного раскрытия информации о ГЧП-проектах становится общемировым трендом.

    19.11.2019
    Реклама

    Траектория роста

    Зеленые финансы

    Инвестиции в инфраструктуру

    Инвестирование средств НПФ

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Региональные операторы по обращению с ТКО

     ПОДПИСАТЬСЯ

    на информационно-аналитические продукты

    НАКДИ