В рамках Международного финансового конгресса состоялся круглый стол «Облигации и иные финансовые инструменты и механизмы рынка капитала в финансировании инфраструктурных проектов», организованный Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) совместно с Национальной финансовой ассоциацией (СРО НФА). По итогам круглого стола партнер юридической компании P&P Unity, член Экспертно-методического совета НАКДИ Олеся Белоусова представила экспертное мнение по вопросу стандартизированных условий выпуска и обращения проектных инфраструктурных облигаций.

Белоусова ОлесяВ ходе круглого стола «Облигации и иные финансовые инструменты и механизмы рынка капитала в финансировании инфраструктурных проектов» был высказан ряд мнений, что стандартизация должна происходить путем закрепления в нормативных актах четкого определения инструмента — проектные или инфраструктурные облигации — и фиксации предъявляемых к нему требований. Подход, безусловно, надежен и сделает более обоснованным применение к таким бумагам преференций регулятора, например, включения в ломбардный список или снижения требований к банковскому резервированию. Но есть серьезное опасение, что подобная реформа потребует больших временных затрат, и, даже в случае появления регулирования, его немедленное и успешное использование не гарантировано, о чем свидетельствует появившиеся в законодательстве в 2013 году СОПФ.

Поэтому предпочтительным подходом, на взгляд экспертов юридической компании P&P Unity, является выработка участниками рынка некоего внутреннего стандарта. В настоящее время отсутствует какой-либо системообразующий институт развития, который мог бы взять на себя такую обязанность. Пример «коробочного» решения Сбербанка показал, что стандарт, разработанный одним лицом для собственного пользования, также может быть эффективен, но, в первую очередь, он все же нацелен на защиту именно интересов разработчика. Поэтому представляется, что автором стандарта должен выступать пул организаций, защищающих, в том числе, противоположные интересы, институтов развития и рейтинговых агентств. Привлечение к обсуждению и разработке стандарта регулятора позволит ему не только выступить своего рода арбитром, но и обеспечит включение в стандарт условий, необходимых для его дальнейшего официального применения.

Предмет стандартизации

Применительно к проектному финансированию сейчас нормативно выделены два специфических типа облигаций: облигации частного партнера и облигации СОПФ. Основное преимущество выделения — отдельное регулирование порядка попадания в котировальные списки и учет в качестве потенциального актива НПФ. Вместе с тем, инфраструктурные проекты могут финансироваться, как минимум, путем эмиссии, в том числе с последующей секьюритизацией:

- публичных облигаций: эмитент — регион или муниципалитет;

- «квазипубличных» облигаций: эмитент — компания, на 100% принадлежащая государству, автономное учреждение или предприятие;

- облигаций, эмитент которых реализует проект не по модели концессионного соглашения или соглашения ГЧП, а по модели долгосрочного инвестиционного контракта, государственного контракта и др.

Несмотря на имеющиеся нормативные возможности, подобные инструменты рынком практически не используются, хотя пример группы ВИС доказывает их возможную эффективность. Одной из задач стандартизации может, таким образом, стать открытие и популяризация нового инструментария среди инвесторов.

Все перечисленные варианты привлечения финансирования объединяет не столько их форма — выпуск ценной бумаги — сколько конечная цель, а именно привлечение финансирования в конкретный проект. Отсюда напрашивается вывод, что с учетом многообразия источников финансирования, а также правовых моделей реализации инфраструктурных проектов более предпочтительной будет разработка стандарта, представляющего собой набор ключевых требований и принципов, нежели формирование жесткой типовой документации, пусть даже и в нескольких вариантах.

В рамках этого похода принципиальные требования могут применяться:

- к ценной бумаге и условиям ее эмиссии — наличие субординации требований кредиторов, наличие и способы обеспечения, наличие оферт на выкуп, наличие и функционал представителя владельцев облигаций, возможность и ограничения досрочного погашения;

- к участникам проекта: SPV, публичному партнеру, частному инвестору, финансирующей организации;

- к проекту — организационная и финансовая структура, требования к финансовой и технической моделям, схема распределения рисков;

- к процессу реализации проекта — система контроля над исполнением, раскрытие информации, мониторинг, привлечение независимых аудиторов.

На первом этапе работы возможна разработка общего стандарта с последующим его углублением в части отраслевых требований.

Преимущества стандартизации

Речь на круглом столе шла в первую очередь о масштабных проектах, с объемом финансирования более 1 млрд рублей. Для таких проектов преимущество наличия стандартов очевидно — это повышение прозрачности и привлекательности рынка для институциональных инвесторов, возможность получения преимуществ для ценных бумаг, отвечающих стандартам, как со стороны регулятора, так и со стороны организаторов торгов, облегчение рейтингования бумаг и проектных компаний.

Вместе с тем создание стандарта в отношении проектной облигации позитивно повлияет на рынок инфраструктуры в целом:

- инструмент «просвещения» участников инфраструктурных проектов: не секрет, что если стороны крупных проектов разбираются в существующих правовых инструментах и возможностях их использования, то многие участники небольших проектов не до конца понимают природу отношений в рамках проекта и не используют все возможности, которые предоставляет им та же концессия;

- распространение стандарта, в части требований к проекту, на иные формы привлечения финансирования. Стандарт может стать опорой для оценки качества проектов как небольшими банками, не имеющими опыта проектного финансирования, так и частными инвесторами;

- повышение информационной открытости сделок в сфере инфраструктуры, появление некоего образца для оценки условий и качества реализуемых проектов.

Юридическая компания P&P Unity готова активно участвовать в дальнейшей работе НАКДИ по данному направлению. Кроме того, проект юридической компании pppadvisor.ru основан на идее стандартизации и автоматизации подготовки документов, сопровождающих реализацию ГЧП-проектов.

​П​артнер юридической компании P&P Unity Олеся Белоусова является членом Экспертно-методического совета Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru