Архивы Москвы хранят многочисленные документы в отношении развития городского коммунального хозяйства.

Городские Головы, внесшие заметный вклад в развитие системы благочиния г. МосквыПо переписи 1912 года Москва уже к этому времени была городом-миллионником, и в ней существовали практически все бытовые водопровод, электричество, общественный транспорт, канализация. Правда, всего этого не хватало, темпы развития инфраструктуры отставали от потребностей горожан, торговых, промышленных и финансовых компаний.

В отличие от подавляющего большинства органов городского самоуправления, хозяйственная деятельность которых началась, в основном, с Городового уложения 1870 года, в Москве и в Санкт-Петербурге этот процесс стал развиваться на восемь лет раньше, поскольку местное самоуправление в двух столицах регулировалось особым порядком.

20 марта 1862 года император Александр II утвердил «Положение об общественном управлении города Москвы», закреплявшее не только новые принципы проведения выборов, но и хозяйственные функции городской Думы. Для финансирования проектов по благоустройству города и развитию его коммунальной сферы Москва активно использует механизм облигационных займов и создания казeнных доходных предприятий, а также концессионные контракты, привлекая долгосрочные инвестиции частных компаний.

Впоследствии многие города России, решая аналогичные коммунальные проблемы, использовали опыт Москвы и москвичей. Опыт первопрестольной был для старых русских городов большой подмогой, поскольку также как и они Москва складывалась и развивалась историческим эволюционным путeм, а не создавалась по заранее разработанному плану, как это было, например, с Санкт-Петербургом. Благоустройство города и быта москвичей были постоянной заботой городской Думы. Но были в истории еe деятельности особые периоды и особые руководители, когда в коммунальной сфере города менялась к лучшему и в её работе появлялось что-то принципиально новое. Галерея городских Голов, внесших заметный вклад в развитие системы благочиния г. Москвы, представленная в нашей книге, составлена именно по этому принципу.

Городские Головы, внесшие заметный вклад в развитие системы благочиния г. Москвы:

Князь А. А. Щербатов (1829 — 1902), городской Голова г. Москвы с 10 апреля 1863 года по 18 февраля 1869 года

Первый московский городской голова, избранный по Положению 1862 года. Упорядочил отчетность и бюджет города, сделав их прозрачными, стабилизировал финансовое положение Москвы. В 1865 год заключен 30-летний концессионный контракт на его устройство с английской фирмой Букье и Гольдсмита. В 1868 году возведен в эксплуатацию газовый завод и установлено 3 тысячи фонарей. Построен железный Бородинский мост (1868).

И. А. Лямин (182 — 1894), городской Голова г. Москвы с 3 марта 1871 года по 19 марта 1873 года

Первый голова, избранный по Городовому положению 1870 года. В начале апреля 1872 года Общая Городская Дума получила «Высочайшее разрешение на проведение железных дорог конной и паровой». При поддержке И.А. Лямина в Москве прокладывается первый маршрут конно-железной дороги, строительство которой было приурочено к открытию Политехнической выставки в Москве

Серия публикаций по материалам издания «Концессии, изменившие Россию». Пятая глава. «В заботах о городском благочинии»

Автор: Светлана Бик

Москва: Издательство «Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2015