Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

29 ноября 2018 г.

Агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг долговых инструментов «Транспортной концессионной компании»

29 ноября 2018 года Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) подтвердило кредитный рейтинг долговых инструментов «Транспортной концессионной компании» облигаций класса А3 и класса А4 на уровне ruAA-. Компания реализует концессионный проект создания трамвайной сети вКрасногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Компания ООО «Транспортная концессионная компания»Исполнение обязательств по облигациям класса А3 и класса А4 обеспечивается залогом всех денежных требований к концеденту, вытекающих из концессионного соглашения с Санкт-Петербургом, всех требований, вытекающих из договора специального залогового счета эмитента в ПАО «Банк СГБ» (ruBBB+, стаб.), а также требований о получении 50% выручки, причитающейся эмитенту по договору распределения выручки с расчетным центром в связи с оказанием услуг по перевозке. Эффект указанного обеспечения для возмещения потерь в полной мере учтен в условном рейтинговом классе эмитента, что приводит к оценке облигаций на уровне самого эмитента.

Применительно к «Транспортной концессионной компании», агентством выделяются следующие факторы. Ключевым позитивным фактором является высокая надежность генерального подрядчика, ЗАО ЛСР-Строй, входящего в группу ПАО Группа ЛСР (ruA, стаб.) и обладающей значительным опытом промышленного строительства и работы с государственными заказами. Ответственность генерального подрядчика обеспечивается безотзывными банковскими гарантиями ПАО Сбербанк на всю величину возникающей ответственности. На стадии проработки проект был покрыт внешней экспертизой на достаточном уровне. Агентство положительно оценивает опыт реализации разноформатных проектов государственно-частного партнерства крупнейшим акционером ТКК — ЗАО «ИК «Лидер». Агентство обращает внимание на вхождение в капитал компании новых акционеров — в первом квартале 2018 года 25% акций были приобретены консорциумом Российского фонда прямых инвестиций и Суверенного фонда Саудовской Аравии.

Агентство также положительно оценивает фактическое отсутствие риска трафика в эксплуатационной стадии проекта — концессионное соглашение предусматривает механизм гарантии минимальной доходности проекта через эксплуатационной платеж, который помимо платы за доступность позволяет компенсировать недополученную выручку от услуг перевозки.

Проект характеризуется комфортной структурой фондирования — ожидаемая к концу инвестиционной стадии структура фондирования включает 28% собственного капитала, к которому помимо уставного капитала агентство причисляет задолженность по акционерным займам, облигациям класса Б и капитальный грант. При этом общая величина инвестиций, привлекаемых в проект, оценивается агентством на уровне 14 млрд руб.

По состоянию на начало четвертого квартала 2018 года агентство отмечает увеличившееся отставание в графике работ от первоначального плана. Изначальная задержка, связанная с предоставлением проекта планировки линейных объектов и земельных участков со стороны концедента, увеличилась из-за невозможности переноса городом отдельных сетей на четвертом строительном этапе, что повлекло необходимость в изменении маршрута и предоставлении других земельных участков. Компания находится в процессе подписания с концедентом дополнительного соглашения к КС, который зафиксирует обоюдное отсутствие претензий сторон. Агентство считает, что соглашение может быть подписано до конца 2018 года.

Прогнозная ликвидность, оцениваемая на горизонте 18 месяцев от 30.06.2018 на уровне выше 1.1, в качестве источников денежных средств учитывает размещение до конца первого квартала 2019 года новых траншей облигаций — классов А3 и А4, а также платежи по капитальному гранту в конце 2019 года. Направления использования ликвидности преимущественно включают капитальные затраты, связанные со строительством, и расходы по обслуживанию долга. Несмотря на малый запас свободных средств на обозначенном горизонте, агентство не трактует фактор как негативный ввиду сравнительно короткого совокупного срока реализации проекта и возможностей операционного риск-менеджмента концессионера по контролю затрат и соблюдения заданного бюджета.

По данным отчетности по стандартам РСБУ активы компании на 30.06.2018 находились на уровне 8.8 млрд руб., капитал — -85 млн руб.

Концессионное соглашение было подписано 30 мая 2016 года между Правительством Санкт-Петербурга и ООО «Транспортная концессионная компания» сроком на 30 лет. Объем инвестиций на создание трамвайной сети в Красногвардейском районе — порядка 14 млрд. руб. Для финансирования концессионного проекта «Транспортная концессионная компания» осуществила выпуск облигаций классов «А1» и «Б» на сумму 1,241 млрд. руб. и 2,013 млрд. руб. со сроком обращения 17 лет и 30 лет соответственно в сентябре 2016 года.

Представителем владельцев облигаций ООО «Транспортная концессионная компания» выступает ООО «Администратор Фондов». В январе 2017 года состоялось подписание прямого соглашения между Правительством Санкт-Петербурга, ООО «Администратор Фондов» и ООО «Транспортная концессионная компания» с целью защиты интересов и обеспечения дополнительных гарантий для стороны, предоставляющей заемное финансирование. Появление в рамках концессии представителя владельцев облигаций позволит осуществлять постоянный и эффективный контроль, ежедневный мониторинг эффективности использования средств инвесторов, проверку отчетности по проекту.

28 августа 2017 года Банк России зарегистрировал три выпуска ценных бумаг ООО «Транспортная концессионная компания» — облигаций класса «А2», «А3», «А4» на сумму 8, 659 млрд. руб. для целей финансирования концессионного проекта по созданию, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

С использованием raexpert.ru

03.07.2022
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО