Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

28 мая 2019 г.

Агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+

28 мая 2019 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+. Прогноз по рейтингу — стабильный.

Агентство Эксперт РАГосударственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») — некоммерческая организация, созданная в 2009 году на основании Федерального закона № 145-ФЗ для доверительного управления переданными ей автомобильными дорогами общего пользования федерального значения. На текущий момент компания управляет федеральными автомобильными дорогами М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и участком дороги А107, а также реализует проекты строительства дорог М-11 «Москва — Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Являясь непосредственным заказчиком работ на отдельных участках автодорог, компания также исполняет роль публичной стороны в соглашениях формата государственно-частного партнерства (ГЧП), через которые компания реализует часть проектов строительства и реконструкции автодорог. По состоянию на 31.12.2018 компания управляла дорогами общей протяженностью 2938 км и осуществляла реализацию 12 проектов с привлечением частных инвестиций.

Рейтинг компании был присвоен с отступлением от действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков компании из-за ее особого юридического статуса и уникальной модели для российской среды, включая отношения с государством, и оцениваемые ею факторы не показательны при оценке состояния компании. Присвоенный рейтинг в значительной степени соответствует не самостоятельному рейтингу кредитоспособности с поправками на поддержку со стороны государства, а рейтингу на паритетном с государством уровне с поправкой на уровень системной значимости.

Системная значимость ГК «Автодор» оценивается как сильная, но не на максимальном уровне. Компания является одной из двух организаций, управляющих государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. Являясь своеобразным «институтом развития», компания выполняет важную роль в развитии транспортной системы Российской Федерации и повышении транспортной доступности отдельных областей и их связанности со столичным регионом и соседними сторонами. Реализуя одни из крупнейших соглашений в рамках ГЧП компания развивает перспективное направление частного финансирования инфраструктуры, что позволяет в существенной степени снижать непосредственные затраты государства. Так как обязательства компании не гарантированы государством, потенциальный дефолт компании несет финансовые риски для государства в первую очередь в контексте реализуемых соглашений в рамках ГЧП, в которых компания несет прямую ответственность от лица Российской Федерации. В таких соглашениях закрепляется режим особых обстоятельств, предусматривающий введение различных штрафов за неисполнение сторонами своих обязательств, включая нарушение условий финансирования публичной стороной, вплоть до расторжения соглашения и компенсации частной стороне понесенных затрат. При этом компания защищена от банкротства, так как на нее не распространяется действие Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Оценка системной значимости не на высшем уровне обусловлена не уникальными компетенциями в сферах свой деятельности и потенциальной заменимостью компании на другого доверительного управляющего, а также проблемами с достижением поставленных задач. В 2015-2017 «Автодор» не достигал целей по привлечению внебюджетного финансирования, и как следствие, не в полной мере реализовывал запланированную инвестиционную программу, в первую очередь, по причине переноса конкурсов по строительству пусковых комплексов ЦКАД № 3 и № 4.

Наивысшая степень влияния государства на компанию обусловлена полным стратегическим и операционным контролем со стороны государства, а также очень высокой долей получаемых субсидий в структуре финансирования компании. Учредителем компании является Российская Федерация, права и обязанности учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации. Деятельность компании на уровне учредителя определяется «Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010-2021)», утверждаемой Правительством. Программа обобщенно и попроектно задает основные операционные и финансовые цели компании, и в том числе бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Главным исполнительным органом компании является наблюдательный совет, в который входит двенадцать членов: семь — по представлению Правительства, четыре — Федерального Собрания, один — Счетной палаты. Текущий состав совета включает представителей, Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Министерства финансов, Совета Федерации, Государственной Думы и Счетной палаты.

Субсидии из федерального бюджета являются крупнейшим источником финансирования компании, предоставляемыми на осуществление деятельности по доверительному управлению и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог. За пять лет с 2013 по 2017 годы компания получала ежегодно в среднем порядка 99 млрд руб, что составляло не менее 80% всех поступлений денежных средств. Соответствующие расходы закладываются в бюджет на основе утверждаемой программы деятельности и агентство отмечает полное выполнение плана поступлений по этой статье программы в течение последних, как минимум, пяти лет. Вторым по важности источником финансирования является размещение облигаций — по состоянию на момент присвоения рейтинга часть выпусков были приобретены за счет средств Фонда национального благосостояния. Упомянутые облигации обладают льготным режимом выплаты купонного дохода ввиду его семилетней капитализации и являются сверхдолгосрочными — со сроком обращения 27 лет. Несмотря на то, что находящиеся в обращении эмиссии облигаций компании не обеспечены государственной гарантией и компания не предполагает их получение в дальнейшем, «Автодор» имеет историю работы с ними — дебютный выпуск облигаций компании объемом 3 млрд руб., погашенный в ноябре 2016, был обеспечен государственной гарантией.

По данным консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2018 составляли 335.7 млрд руб., капитал — -299 млн руб. Выручка по итогам 2017 года составила 901 млн руб., чистый убыток — 142 млн руб.

Государственная компания «Автодор» ведет реконструкцию и строительство трасс М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва — Санкт-Петербург», А-107 «ММК», ЦКАД. Строительства ряда участков трасс осуществляется на условиях концессионных соглашений.

Участок трассы М-11 «Москва- Санкт-Петербург» (15 — 58 км) в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области в обход Химок открыт для движения 23 декабря 2014 года. Данный участок построен и эксплуатируется в рамках концессионного соглашения, заключенного с ООО «Северо-Западная концессионная компания. Участки трассы М-11 — 7 (543 — 646 км) и 8 (646 — 684 км) в Новгородском и Чудовском райнах Новгородской области, Тосненском районе Ленинградской области. Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе данного участка Государственная компания «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года. Кроме того, строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги осуществляется в рамках концессионных соглашений, заключенных государственной компанией «Автодор» с ООО «Автодорожная строительная корпорация» (ЦКАД-3) и с ООО «Юго-восточная магистраль» (ЦКАД-4).

Проекты «Автомобильная дорога М-11 Москва–Санкт-Петербург (15-58 км)», «Автомобильная дорога М-11 Москва–Санкт-Петербург (543-684 км)», «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс № 3» «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс № 4» и «Система взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн» включены НАКДИ в систему мониторинга информации о реализации концессионных проектов db.investinfra.ru

С использованием raexpert.ru

28.06.2022
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО