Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

17 марта 2020 г.

Агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг Воронежской области до уровня ruАА

17 марта 2020 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Воронежской области до уровня ruАА. Прогноз по рейтингу - стабильный. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruАА- со стабильным прогнозом. Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой экономических и бюджетных метрик, снижением среднего уровня долговой нагрузки, а также устойчивой ликвидностью. 

Воронежская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Экономика области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Область является крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции: производит зерно, в основном, пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. По итогам 2019 года, по валовому производству сельхозпродукции область заняла 5 место в рейтинге субъектов РФ. 

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 1 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 1,8% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния находятся также на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 431 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,2%, отношений инвестиций в основной капитал к ВРП – 26,1%. Объем инвестиций в основной капитал на протяжении последних трех лет остается на довольно высоком уровне, за 2019 год он составил, по оценке, 251,8 млрд рублей. В области реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства, стройиндустрии, транспорта, логистики регионального и межрегионального значения. На территории региона действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж». Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2020 года, по оценке, численность населения региона составила 2323,7 тыс. человек. Уровень демографической нагрузки оценивается на уровне 0,8. Сокращение численности населения Воронежской области в последние три года происходит на фоне убыли роста рождаемости, в связи с вхождением в фертильный возраст женщин родившихся в период 90-х годов ХХ века. 

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах бюджета области по итогам 2019 года составила 70,8%. В 2019 году рост ННД составил 2,4% или почти 2 млрд рублей. Основной рост сложился по НДФЛ и по акцизам. По НДФЛ рост связан с увеличением фонда оплаты труда и созданием новых рабочих мест.  По акцизам – с ростом доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в результате увеличения норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ в целях компенсации выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 30,3% и налог на доходы физических лиц – 33,0%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,2%. По состоянию на 01.01.2020 года трансферты из федерального бюджета выросли на 9,7% или почти на 3 млрд рублей. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субвенциям и по иным межбюджетным трансфертам.  Рост по субвенциям обусловлен увеличением поступлений на реализацию полномочий РФ по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. По иным межбюджетным трансфертам – на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе. Кроме того, в 2019 году были предоставлены трансферты на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, обеспечивающей транспортную связанность между центрами экономического роста и на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 

По данным Базы данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru на территории Воронежской области реализуются 2 концессионных проекта средней категории с суммарным объемом инвестиционных обязательств более 375 млн рублей и 2 проекта крупной категории с суммарным объемом инвестиционных обязательств свыше 5 млрд рублей. 

В частности, 1 февраля 2019 года губернатор Воронежской области, глава Воронежа и ПАО «Квадра» подписали концессионное соглашение в отношении модернизации объектов теплоснабжения Воронежа. В рамках соглашения компания инвестирует в обновление свыше 3,65 млрд рублей, из них около 2 млрд рублей будет направлено на реконструкцию сетей, порядка 1,5 млрд рублей — на реконструкцию оборудования центральных тепловых пунктов и котельных. Срок соглашения — 15 лет. В ходе реализации концессионного соглашения будет обеспечено устойчивое теплоснабжение, проведена замена устаревших сетей и оборудования, снижена аварийность на сетях и повышено качество коммунальных услуг. 

2 октября 2017 года между Администрацией города Воронежа и ООО «Городские парковки» было подписано концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации системы управления платными парковками. В рамках концессионного соглашения будет организовано не менее 6000 парковочных мест, предоставляемых на платной основе. Пользователи парковок смогут проводить оплату при помощи мобильного телефона посредством отправки СМС-сообщения или с использованием установленного мобильного приложения, Интернет-портала, а также через установленный на улично-дорожной сети специализированный пункт оплаты (паркомат). Для организации работы платных городских парковок инвестор вложит не менее 115,4 млн руб. По концессионному соглашению инвестор будет выплачивать концессионную плату в бюджет города: 25% от общей выручки до окупаемости инвестиционных вложений инвестора и не менее 40% от общей выручки после окупаемости инвестиционных вложений. Расходы на эксплуатацию платных городских парковок будет нести инвестор. 

В 2017 году между ОАО «Экотехнологии» и Администрацией Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области было заключено концессионное соглашение в отношении строительства мусоросортировочного завода. Общий объем финансирования проекта модернизации составлял 484,55 млн рублей, из них средства Фонда ЖКХ составляли 290,73 млн рублей, участника проекта — 193,82 млн рублей. Срок реализации проекта модернизации — 2017-2018 годы. 

В марте 2012 года компания «РВК-Воронеж» заключила концессионное соглашение с муниципальным образованием Городской округ город Воронеж. В рамках соглашения концессионер разработал инвестиционную программу развития системы водоснабжения и водоотведения на территории Воронежа до 2024 года. 7 февраля 2018 года «РВК-Воронеж» и администрация города Воронежа подписали дополнительное соглашение о включении 129 объектов коммунальной инфраструктуры в список объектов концессионного соглашения. 

С использованием raexpert.ru

17.09.2021
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО