Управляющий директор Департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства Банка ГПБ (АО) Александр Дубинин отметил, что портфель инфраструктурных проектов Газпромбанка включает 19 проектов общим объемом более 140 млрд рублей. Об опыте инфраструктурных инвестиций, условиях участия в проектах, а также барьерах, возникающих перед инвесторами в ходе реализации проектов, Александр Дубинин рассказал на Отчетной сессии концессионеров-2019, состоявшейся 16 апреля 2019 года на Московской бирже.

Александр ДубининГазпромбанк является активным игроком на инфраструктурном рынке России. Среди проектов: строительство платного автомобильного моста через р. Пур в районе Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа, строительство и эксплуатация объектов, используемых для обработки и размещения ТКО в Тюменской области, строительство, реконструкция и эксплуатация аэропортового комплекса в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, строительство ЦКАД-3 и ЦКАД-4, автодорожного обхода Хабаровска, участка автомобильной дороги Сыктывкар -Нарьян-Мар Ямало-Ненецкого автономного округа, создание нового аэропортового комплекса «Платов» в Ростовской области, создание федеральной системы взимания платы с грузовых автомобилей, строительство центров по лечению онкологических заболеваний в городах Балашиха и Подольск Московской области, строительство и эксплуатация объектов. Более 30 проектов проектов в настоящее время находятся на различных этапах проработки согласований.

Из особенностей проектов можно назвать, в частности, «Обход Хабаровска», общая стоимость которого оценивается свыше 40 млрд рублей, из которых 25% — инвестиции Группы «ВИС» — концессионера проекта. Около 29 млрд рублей будет профинансировано за счет капитального гранта, в том числе состоящего из средств, собираемых системой «Платон». В финансировании концессионных проектов по строительству третьего и четвертого участков ЦКАД банк участвует в синдикате с другими банками.

Пожелания к проектам и их участника у Газпромбанка не жесткие и обсуждаемые в индивидуальном порядке. Среди основных — стоимость проекта или пула проектов — от 3 млрд рублей. Наиболее привлекательный формат реализации — концессия, ГЧП и иные формы участия частных инвесторов. Отрасли, в которых реализуются проекты, традиционные -транспорт, медицина и социальная сфера, ЖКХ. Однако интересно участие и в относительно новых отраслях, таких как цифровая сфера, IT, АПК — проекты сельхозиндустрии имеют большую перспективу развития на российском рынке.

В качестве инвестора Газпромбанк хочет видеть участника рынка, обладающего опытом создания инфраструктурных объектов, а для таких отраслей, как, например, медицина — и опытом целевой эксплуатации объектов. Также необходима готовность инвестировать собственные средства, в том числе для покрытия процентов на инвестиционной базе, которые Газпромбанк, как коммерческий банк, не может себе позволить финансировать из самого кредита. Желательно присутствие инвестора в регионе, внутреннее понимание как отрасли и ее состояния в регионе, так и особенности взаимодействия с государственной стороной.

Помимо стандартных требований к публичному партнеру по долговым нагрузкам и показателям бюджета, есть ряд пожеланий, которые позволили бы более эффективно продвигаться в проработке проекта. Для большинства сделок Газпромбанк хотел бы понимания открытого рыночного риска, то есть принятие публичным партнером рисков спроса. Также это выплата компенсаций при расторжении, что характерно не только для Газпромбанка, но и для всех российских банков. Ведь банк, как финансирующая организация, не имеет компетенций по операционным рискам и управлению проектом.

Важным моментом является наличие политической воли и назначение качественной проектной команды. С точки зрения взаимодействия с регионами — это существенно. Кроме того, не у всех регионов есть должные компетенции по анализу достаточно сложных проектов, поэтому существенна также готовность привлечь в регион профессиональных консультантов, в том числе в юридической сфере.

Если говорить об особенностях реализации проектов в разных отраслях, то в транспорте выделяются: высокая капиталоемкость проектов, ограниченный платежеспособный спрос (за исключение аэропортовой инфраструктуры), реализация проектов, как правило, требует наличия государственной поддержки. Среди особенностей проектов в медицинской сфере, в первую очередь, выделяется то, что средства ОМС, полученные за оказание медицинских услуг, могут быть направлены исключительно на компенсацию текущих расходов медицинской организации. Кроме того, в медицинских проектах для возмещения инвестиционных расходов необходимо включать в медицинскую деятельность коммерческую составляющую, либо предусматривать платежный механизм со стороны публичного партнера.

Отсутствие коммерческой составляющей в социальной инфраструктуре приводит к необходимости компенсации полного объема расходов частной стороны за счет региональных бюджетов. В связи с этим наблюдается удорожание проектов за счет предоставления рассрочки бюджетам по коммерческим ставкам является наиболее заметным по сравнению с иными отраслями. Возможным инструментом стимулирования социальной отрасли может стать предоставление федеральных субсидий для компенсации части процентных расходов.

В сфере ЖКХ главной особенностью является наличие существенных рисков в части механизма установления тарифов, компенсации недополученной выручки, прогнозирования уровня собираемости, а также муниципальный риск. Реализация указанных проектов требует либо наличия регресса на субъект РФ (помимо муниципалитета) либо регресса на действующий бизнес инициатора проекта.

Привлекательность ГЧП проектов на российском рынке необходимо повышать. Среди мер стимулирования этого процесса, например, изменения в условия регулирования Банка России, повышающие привлекательность проектов ГЧП для коммерческих банков. В частности, учет обязательств концедента по прямому соглашению в качестве обеспечения 1-й / 2-й категории качества, учет прямого соглашения для целей возможности применения понижающих коэффициентов при расчете нормативов достаточности капитала, увеличение срока сделок РЕПО для облигаций/кредитов, выпущенных в рамках финансирования проектов ГЧП с установлением фиксированной ставки по сделкам РЕПО.

В качестве механизма повышения привлекательности проектов ГЧП и снижения нагрузки на бюджеты всех уровней возможна разработка программы поддержки проектов ГЧП, аналогичной программе поддержки инвестиционных проектов в рамках постановления Правительства России от 11.10.2014 № 1044. В соответствии с условиями такой программы Банк России мог бы рассмотреть возможность предоставления льготного фондирования финансирующим организациям, осуществляющим долговое финансирование проектов ГЧП, под залог прав требований по кредитам, обеспеченным прямыми соглашениями.

Подробнее в видеозаписи выступления — Александр Дубинин: Объем финансирования инфраструктурных проектов Газпромбанка превышает 140 млрд руб

16 апреля 2019 года на Московской бирже состоялась Отчетная сессия концессионеров-2019 (ОСК-2019). В рамках мероприятия прошло обсуждение вопросов инвестиционной деятельности организаций, финансирующих крупные инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств на рынке капитала. Ключевыми темами ОСК-2019 стали вопросы финансирования региональных инфраструктурных проектов в контексте реализации национальных приоритетных программ.