Исполнительный директор Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ-Капитал Александр Романов отмечает, что Группа ВТБ является активным игроком на инфраструктурном рынке России: опыт работы на российском рынке превышает 10 лет, объем привлеченных средств в проекты более $100 млрд. Об опыте инфраструктурных инвестиций, условиях участия в проектах, а также барьерах, возникающих перед инвесторами в ходе реализации проектов, Александр Романов рассказал на Отчетной сессии концессионеров-2019, состоявшейся 16 апреля 2019 года на Московской бирже.

Александр РомановГруппа ВТБ выступает в качестве активного участника инфраструктурного рынка России, имеющего опыт участия в проектах в транспортной, энергетической, коммунальной и социальной отраслях. Среди проектов: реконструкция аэропорта «Пулково», Западный скоростной диаметр, М-11 «Москва-Санкт-Петербург» (7-8 участок), мосты через реки Кама и Буй (Удмуртия), Уфа М-5 «Урал» (Восточный выезд), перинатальный центр в г. Сургуте.

Группа ВТБ имеет ряд преимуществ в качестве инвестора, в частности, гибкость и открытость к инновационным инструментам, универсальность, открытость к сотрудничеству с другими инвесторами и банками, скорость принятия решений и проработки проектов, структурирование финансирования в соответствии с лучшими международными стандартами для обеспечения наилучших условий на рынке и другие.

Реализация инфраструктурных проектов является комплексной задачей. Например, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге показало свою эффективность: в настоящее время здесь наблюдает большой трафик, обслуживание которого уже нуждается в создании дополнительной сети развязок в рамках Западного скоростного диаметра. То есть проект, который задумывался как автомобильная трасса из одного пункта в другой, вырастает в разветвленную сеть инфраструктурных решений.

При этом наблюдаются различия в реализации и подходах к проектам в разных сферах. Дорожная и транспортная инфраструктура развивается активно, эти проекты получают всестороннюю поддержку, существует успешный опыт их реализации. Но, например, в сфере медицины наблюдается иная картина. В частности, проектам не хватает партнеров, обладающих не только финансовыми возможностями, но и обширным опытом работы в медицинской сфере. Кроме того, в здравоохранении существует мнение, что ГЧП проекты, в частности, концессии — это очень дорого и менее выгодно, нежели создание объектов через бюджетное финансирование. Но частный партнер не просто строит «коробку», которой через год понадобиться капитальный ремонт, он заинтересован создавать качественные объекты, которые в будущем будут функционировать максимально эффективно без дополнительных затрат. Поэтому в долгосрочной перспективе проекты ГЧП являются экономически более выгодными.

Кроме того, ВТБ в течение длительного времени участвует в реализации проектов в сфере обращения с ТКО. В частности, проект в Янино и Левашово в Санкт-Петербурге. Однако, в настоящее время система переработки отходов имеет больше вопросов, нежели ответов: они касаются открытости и прозрачности процессов, скорости принятия решений, проработки проектов.

Среди критериев выбора проекта Группа ВТБ выделяет следующие: стоимость от 5-7 млрд рублей, публичным партнером должен выступать субъект федерального или регионального уровня с высоким кредитным рейтингом. Крупные проекты всегда более прозрачны по своей идеологии, в них четко определены периоды реализации. Именно поэтому может быть логично разделить подходы со стороны регулятора к проектам различных объемов и масштабов. И здесь не идет речь о коробочных решениях, которые представляют собой отдельную категорию проектов на российском инфраструктурном рынке.

Наибольший интерес представляют проекты в транспортной, нефтегазовой, логистической, энергетической и социальной инфраструктуре. Наиболее предпочтительны greenfield проекты (создание «с нуля»), но возможно участие и в brownfield проектах — развитие и реконструкция существующих объектов.

Если затрагивать проблемы, существующие в настоящее время на российском рынке, то одной из главных является недостаточное качество предварительной подготовки проектов. Для ее решения необходимо активнее учитывать опыт прошлых проектов и рыночные реалии, привлекать к участию квалифицированных инвесторов и консультантов, понимать распределение рисков и адекватно их оценивать. Кроме того, необходима бюджетная поддержка проектов для повышения их инвестиционной привлекательности, в том числе использование федеральных средств для реализации региональных проектов.

Важным фактором является и открытость рынка: для ее развития необходим открытый диалог государства с участниками рынка инфраструктурных проектов, а также точечные уточнения законодательства о концессиях и ГЧП. Нормативное регулирование должно идти по пути к улучшению и снижению стоимости финансирования. Это связано, в том числе, с изменение консервативного подхода Банка России к концессионным проектам — в настоящее время кредитные требования, обеспеченные правами по концессионным соглашениям, не приравниваются к государственным гарантиям. Также необходимо уточнение требований Банка России: сейчас банки не могут получить ликвидность в Банке России под залог кредитов, выданных проектным компаниях, рефинансирование сейчас является поводом считать кредит — кредитом с низким качеством, в настоящее время необходимо совершать процентные платежи в течение инвестиционной фазы проекта, в противном случае качество кредита будет низким.

Подробнее в видеозаписи выступления — Александр Романов: За 10 лет работы Группа ВТБ привлекла в инфраструктурные проекты более $100 млрд

16 апреля 2019 года на Московской бирже состоялась Отчетная сессия концессионеров-2019 (ОСК-2019). В рамках мероприятия прошло обсуждение вопросов инвестиционной деятельности организаций, финансирующих крупные инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств на рынке капитала. Ключевыми темами ОСК-2019 стали вопросы финансирования региональных инфраструктурных проектов в контексте реализации национальных приоритетных программ.

Организаторами Отчетных сессий концессионеров выступают Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), Московская биржа и экспертный Интернет-журнал «Концессии и инфраструктурные инвестиции» investinfra.ru.