Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

18 ноября 2019 г.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство оценило влияние исполнения Парижского соглашения на развитие экономики России

18 ноября 2019 года опубликован аналитический материал «На пути к чистым доходам: что несет России Парижское соглашение. Как экологические обязательства России влияют на развитие ее экономики», подготовленный Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством, в котором отмечается, что ежегодные затраты российской промышленности на соблюдение ограничений по выбросам парниковых газов в период с 2021 по 2030 год не превысят 65–100 млрд руб.

В материале отмечается, что 21 сентября 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства России о принятии Парижского соглашения по климату. Основная цель данного соглашения — предотвратить изменение климата и удержать прирост глобальной средней температуры к концу XXI века в пределах «намного ниже» 2°C сверх доиндустриальных показателей - участники соглашения намерены приложить усилия к ограничению роста температуры уровнем 1,5°C. По мнению ученых-климатологов, главным антропогенным фактором глобального потепления является углекислый газ, поступающий в атмосферу в основном с выбросами промышленных предприятий. В связи с этим именно снижение уровня выбросов СO2 стало целевым показателем для реализации Парижского соглашения.

Предшествовавший этому документу Киотский протокол (1997 года) обязывал страны-участницы сократить выбросы парниковых газов относительно уровня 1990 года на 5,2%. Парижское соглашение не устанавливает общемировые нормативы снижения выбросов, а каждая страна-участница определяет целевые показатели самостоятельно. Для стран, не достигающих заявленных показателей, меры наказания не предусмотрены, но учет таких стран ведется в целях оказания им возможной помощи. Не устанавливает соглашение и строгих ограничений на смягчение целевых показателей выбросов СO2, однако в случае их несоблюдения страна-участница может понести репутационные издержки и подвергнуться давлению со стороны мировой общественности и СМИ. По прошествии минимального трехлетнего срока членства страна-участница может выйти из Парижского соглашения.

Для выполнения обязательств, предусмотренных соглашением, Россия установила цель снизить выбросы парниковых газов «до уровня 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета поглощающей способности российских лесов». Существует мнение, что подобное ограничение может иметь значимые негативные последствия для экономики страны. Эти опасения связаны с тем, что ряд исследователей отметил низкую оценку поглощающей способности российских лесов, приведенную в углеродном балансе страны. Помимо этого, РСПП выразил опасения, что введение «углеродного налога» может нанести ущерб российской промышленности. По мнению АКРА, оценку потенциальных рисков замедления экономического роста в связи с принятием Парижского соглашения нужно проводить с учетом корректной оценки поглощающей способности российских лесов.

По оценке Росгидромета, в 2017 году выбросы парниковых газов в СO2‑эквиваленте оказались на уровне 2,2 млрд т, что с учетом поглощения углерода лесами страны (580 млн т) эквивалентно 1,6 млрд т. Если сравнивать это с объемом выбросов парниковых газов в 1990 году (по разным оценкам — от 2,3 до 3,1 млрд т), то даже по самым консервативным подсчетам сейчас выбросы СO2 составляют 69% от уровня 1990 года, что укладывается в указанный выше целевой диапазон 70–75%. Следовательно, принятие Парижского соглашения не потребует от России немедленных действий по снижению уровня выбросов парниковых газов, и это дает стране преимущество перед другими развивающимися экономиками, существенно нарастившими выбросы после 1990 года. Лидером по темпам роста данного показателя стала Индия (объем выбросов Индии и Китая за прошедшие 29 лет вырос более чем в четыре раза), Бразилия увеличила выбросы в два раза, а ЮАР — в 1,4 раза.

Существует определенная проблема учета площади, занимаемой лесами, и фактора поглощающей способности лесов разных возрастных категорий. В связи с различным толкованием термина «управляемые леса» в российском кадастре и рекомендациях МГЭИК ООН из расчетов поглощающей способности исключены 23% российских лесов, относящихся к категории резервных. Кроме того, согласно действующей методике МГЭИК, нулевой способностью к абсорбции СO2 обладают леса старшей возрастной категории — а они составляют 44% от общей площади лесного фонда РФ. Учитывая эти факторы, площадь учитываемых лесных поверхностей в России можно считать заниженной: по подсчетам некоторых исследователей, абсорбирующая способность российских лесов недооценена на 350 млн т.

С полной версией аналитического материала «На пути к чистым доходам: что несет России Парижское соглашение. Как экологические обязательства России влияют на развитие ее экономики» можно ознакомиться на сайте АКРА.

С использованием www.acra-ratings.ru

05.08.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО