Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

17 марта 2020 г.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство подтвердило кредитный рейтинг Томской области на уровне BBB(RU)

17 марта 2020 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство подтвердило кредитный рейтинг Томской области на уровне BBB(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций области — на уровне BBB(RU). Кредитный рейтинг обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки относительно текущих доходов региона, средними показателями развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем и умеренными показателями бюджетного профиля.  

Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают риски рефинансирования долга при небольшом запасе ликвидности, а также возможное снижение собственных доходов в случае сохранения неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородного сырья в среднесрочной перспективе. 

 Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек. В 2018 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 579 млрд руб. Почти треть территории области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2018 года находилась на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга. 

Необходимость рефинансирования более 40% долговых обязательств в ближайшие два года при небольшом запасе ликвидности. На конец 2019 года долг области составил 51% текущих доходов. По прогнозу АКРА, на конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона может возрасти до 55%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. По состоянию на 01.01.2020 на облигации приходилось 54% долговых обязательств Области, на бюджетные кредиты — 25%, на банковские кредиты — 21%. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга и замещения в течение года коммерческого долга кредитами УФК. Особенностью долговой политики региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций региона составила 20% на 01.01.2020. В 2020 году области предстоит выплатить 15% своих долговых обязательств, в 2021-м — 26%. Остатки на счетах с учетом неиспользованных лимитов по открытым кредитным линиям на 01.01.2020 покрывали порядка 70% подлежащих погашению в 2020 году долговых обязательств и дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете на 2020 год. В среднесрочной перспективе выполнение регионом обязательств по снижению долговой нагрузки, принятых в рамках реструктуризации бюджетных кредитов, будет зависеть от поступлений по налогу на прибыль. 

Волатильность поступлений по налогу на прибыль объясняется наличием на территории Региона налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), и динамикой рублевой цены на нефть. Закон об областном бюджете на 2020 год предусматривает рост поступлений по налогу на прибыль на 13% в годовом сопоставлении. Однако, по оценке АКРА, в случае сохранения неблагоприятной конъюнктуры на рынках углеводородного сырья поступления по налогу на прибыль могут оказаться на треть ниже запланированного уровня. Усредненная доля капитальных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 15% совокупных расходов, в среднем регион финансирует три четверти капитальных расходов за счет собственных доходов и лишь четверть за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Это позволяет рассматривать капитальные расходы в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Усредненная доля собственных доходов в указанном периоде составит 79%. В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 9%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составляет (-)5%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако указывают на необходимость привлечения заемных средств на цели финансирования капитальных расходов. 

 Зависимость региональной экономики от добычи нефти. Почти треть ВРП Томской области приходится на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. Ухудшение структуры остаточных запасов, осуществление добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов обусловили снижение добычи нефти в регионе в течение последних шести лет. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (93% в 2018 году). Безработица в области снизилась с 9,1% в 2011 году до 6,3% в 2018-м. В 2019 году соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5 раза. 

С использованием www.acra-ratings.ru

04.08.2021
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО