Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

15 ноября 2019 г.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство повысило кредитный рейтинг Московской области до уровня AA+(RU)

15 ноября 2019 года повысило кредитный рейтинг Московской области до уровня AA+(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — до уровня AA+(RU). Повышение рейтинга обусловлено темпами развития ее экономики, опережающими среднестрановые показатели, что транслируется в устойчивый рост доходов областного бюджета, позволяющий менять его структуру в пользу более гибких капитальных расходов. Кредитный рейтинг поддерживается стабильными бюджетными показателями, средним уровнем долговой нагрузки и минимальными рисками рефинансирования при избыточном объеме собственной ликвидности.

За период с 2013 по 2018 год рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) области составил 70%, что значительно превысило среднероссийский уровень, равный 57%. АКРА ожидает, что в 2019 и 2020 годах ежегодный рост ННД останется на уровне 10%. Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2016–2020 годах ННД будут равны в среднем 93% доходов бюджета без учета субвенций. В указанном периоде обязательные расходы, по оценке АКРА, в среднем могут составить порядка 73% совокупных расходов, а средняя доля капитальных расходов оценивается на уровне 18% совокупных расходов региона. Стабильный рост доходов позволяет поддерживать значительный уровень капитальных расходов и увеличивать его: плановый рост капрасходов составляет в 2019 году 90%, в 2020-м — 70% к уровню 2018 года. В результате дефицит бюджета, по прогнозу области, может превысить 20% ННД в 2019 и порядка 10% в 2020, тогда как в 2018 данный показатель составил 6%. В таком случае возможный рост долговой нагрузки будет полностью компенсироваться изменением структуры бюджетных расходов. Кроме того, планируется финансировать часть дефицита за счет накопленной ликвидности. Стоит при этом отметить, что в последние годы область не успевала исполнить заявленную программу капитальных вложений в полном объеме и не исполняла заявленный дефицит.

Средний уровень долговой нагрузки и минимальные риски рефинансирования. По оценкам АКРА, в 2019–2020 годах область профинансирует две трети дефицита своего бюджета за счет заемных средств, а оставшуюся часть — за счет остатков на счетах. При условии полного исполнения заявленной инвестиционной программы долг области может увеличиться с 28% ННД в 2018 году до 41% ННД в 2020. На конец 2020 года отношение долга к операционному балансу составит 1,6х, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки. Размещение областью облигаций в октябре 2019 года и досрочное погашение части банковских кредитов за счет привлеченных средств позволили снизить риски рефинансирования долга в 2020–2021 годах. На дату проведения анализа долг региона, подлежащий погашению в 2020 году, составил 29% его долговых обязательств и оказался в 3,5 раза меньше ожидаемого операционного баланса за вычетом процентных расходов, что говорит о минимальном риске рефинансирования в 2019 году. Расходы на обслуживание долга в 2019–2020 годах не превысят 11% операционного баланса, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для регионального бюджета. Процентные доходы от операций по управлению ликвидностью за последние три истекших года покрывают не менее двух третей объема процентных расходов Области. Долговая нагрузка предприятий государственного сектора остается на умеренном уровне.

Московская область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, позволяющем покрывать расходы в течение одного-двух месяцев. По состоянию на 01.10.2019 остатки на счетах области составили около 78% ее долговых обязательств. Собственный объем ликвидности может снизиться в случае полного исполнения в 2019 году программы капитальных вложений, так как значительная часть средств на депозитах будет использована для покрытия дефицита областного бюджета.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность - порядка 25% промышленного производства, не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет области не зависят от одного крупного налогоплательщика или группы крупных налогоплательщиков: исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов. ВРП области в номинальном выражении за период с 2015 по 2017 год увеличился на 39%, тогда как рост совокупного ВРП субъектов РФ за этот же период составил 27%. Темпы роста промышленного производства в области в 2016–2019 годах значительно опережают среднероссийский показатель - не менее 10% в год при среднестрановом уровне 2–3%.

По данным Базы данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru в Московской области реализуются 22 концессионных проекта средней и крупной категории с суммарным объемом инвестиционных обязательств свыше 78 млрд рублей. Так, 7 мая 2018 года было заключено концессионное соглашение между Московской областью и ООО «РФПИ Управление инвестициями — 14» о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации платных участков автомобильных дорог, включающих путепроводы через железнодорожные пути на территории Московской области — путепровод на пересечении с ж/д путями Павелецкого направления МЖД в мкр. Востряково городского округа Домодедово и путепровод на пересечении с ж/д путями Ярославского направления МЖД в городском поселении Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области. Планируемый объем инвестиций — 3,16 млрд рублей. Срок концессионного соглашения — 14 лет 10 месяцев.

6 марта 2018 года опубликована информация о том, что правительство Московской области и ООО «Мостальянс» (входит в инвестиционную группу «РВМ Капитал») подписали концессионные соглашения о строительстве двух платных путепроводов в Раменском и Можайском районах. Объем инвестиций в два объекта составит более 2,5 млрд рублей.

В рамках концессии в Рузском городском округе реализуется проект с компанией «АИС» по строительству сооружений очистки сточных вод и реконструкции канализационной насосной станции, общий объем инвестиций составляет 0,5 млрд рублей. Кроме того, концессионное соглашение между муниципальным образованием «Орехово-Зуевский муниципальный район Московской области», ООО «Компьюлинк Инфраструктура Ликино-Дулево» и Московской областью заключено 15 мая 2018 года. Концессионное соглашение направлено на создание и реконструкцию за счет концессионера объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения. Объем инвестиций составляет 1,7 млрд рублей. Инвестор принимает на себя долги к погашению в объеме 322 млн рублей.

Строительство автодорожного путепровода на участке автомобильной дороги «Звенигород-Колюбакино-Нестерово» в селе Саввинская Слобода Одинцовского городского округа Московской области реализует компания «Одинцовская платная дорога», входящая в Группу компаний «Платная дорога». Концессионное соглашение с Правительством Московской области было заключено 16 июня 2017 года. Объем частных инвестиций составляет более 800 млн рублей.

18 июня 2018 года опубликована информация о том, что Правительство Московской области заключило три концессионных соглашения о строительстве путепроводов через железнодорожные пути с компаниями ООО «Ступинская платная дорога», ООО «Шатурская платная дорога», ООО «Сергиево-Посадская платная дорога», входящими в Группу «Платная дорога». Общий объем инвестиционных обязательств составит порядка 2 млрд руб.

Кроме того, проект по строительству автодорожного путепровода через железнодорожные пути в п. Акулово, расположенного на участке автомобильной дороги «Кубинка-Наро-Фоминск», призван решить проблему заторов, возникающих вследствие возросшей интенсивности автомобильного и железнодорожного транспорта. Автодорожный путепровод создается в соответствии с условиями концессионного соглашения, заключенного с Правительством Московской области. Реализация проекта направлена на улучшение транспортной ситуации и повышение безопасности движения на юго-западе Московской области. Новый путепровод обеспечит прямое сообщение между населенным пунктом Кубинка и г. Наро-Фоминск и между автомобильными дорогами федерального назначения М-3 «Украина» и М-1 «Беларусь». Проект реализует ООО «Акуловская платная дорога».

Компания «Наро-Фоминская платная дорога» реализует проект по строительству платной автомобильной дороги с мостом и путепроводом в городе Наро-Фоминске реализуется с целью создания более удобного и короткого транспортного сообщения между районами города и перераспределения транспортных потоков в его улично-дорожной сети. Автомобильная дорога создается в соответствии с условиями концессионного соглашения, заключенного между ООО «Наро-Фоминская платная дорога» и Администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

С использованием www.acra-ratings.ru и db.investinfra.ru

20.10.2021
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО