Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

27 февраля 2018 г.

Экспертное сообщество приступило к оценке нового законопроекта Минэкономразвития России в сфере концессий и ГЧП

До 8 марта 2018 года продлится общественное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральные законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации. К обсуждению законопроекта присоединились ведущие эксперты рынка долгосрочных инвестиций.

Юридическая фирма DentonsНапомним, что проект федерального закона был опубликован для общественного обсуждения 22 февраля 2018 года. Разработчиком проекта федерального закона выступает Министерство экономического развития Российской Федерации. Обсуждение проекта продлится до 8 марта 2018 года. Законопроект разработан с целью создания благоприятных условия для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты.

Ведущие эксперты рынка долгосрочных инвестиций присоединились к обсуждению данного законопроекта. В частности, советник, руководитель российской практики Dentons в области государственно-частного партнерства, член Экспертно-методического совета НАКДИ Владимир Килинкаров на своей странице в Facebook отмечает, что в целом законопроект оставляет хорошее впечатление и направлен либо на устранение тех недостатков или искусственных барьеров в правовом регулировании концессий и ГЧП, которые мешают притоку дополнительных инвестиций в инфраструктурные проекты, либо на создание дополнительных стимулов для таких инвестиций. Хотя в последнем отношении сделано совсем немного, меньше, чем нужно в нынешних условиях.

Владимир Килинкаров составил ТОП-10 важных изменений:

1. Первый позитивный момент связан с тем, что Минэкономразвития признается регулятором рынка и наделяется правами по выработке государственной политики и даче письменных разъяснений по вопросам применений законодательства о ГЧП и концессионных соглашениях.

2. Снятие в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ограничений на участие госбанков и других компаний, контролируемых государством, на стороне частного партнера в проектах ГЧП.

3. Революционное нововведение — возможность заключения соглашений ГЧП по Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении движимого имущества, без обязательного включения в проект недвижимости, что открывает дорогу для реализации, например, большого количества проектов в сфере общественного транспорта и информационных технологий, а также всех иных проектов, целью которых является производство и эксплуатация дорогостоящих и самоценных объектов движимого имущества. Другая важнейшая новелла в части объекта — предоставление Правительству РФ полномочия по определению объектов, в отношении которых допускается заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП даже в случае, если такие объекты не указаны в законе как возможные объекты концессий и ГЧП. Кроме того, перечень допустимых объектов соглашений ГЧП пополнился объектами, предназначенными для проживания обучающихся.

4. Законопроект допускает множественность лиц на стороне публичной стороны в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП. То есть, к примеру, несколько субъектов РФ могут провести совместный конкурс на строительство автодороги и заключить по его результатам одно концессионное соглашение, а не несколько по числу субъектов, как раньше.

5. В законопроекте определено содержание и природа платы концедента: под ней предложено понимать возмещение (финансовое обеспечение) на этапе после завершения создания объекта затрат концессионера на проектирование, создание, реконструкцию, эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объекта концессии и (или) по возмещению недополученных доходов концессионера от эксплуатации объекта. При этом, с одной стороны, законодатель не сказал ничего нового, такие субсидии можно было выплачивать и ранее в соответствии с Бюджетным кодексом. С другой стороны, законопроект ничего не говорит об операционных грантах как отдельном инструменте финансирования проектов и предлагает прекратить спекуляции относительно гибкости платежных механизмов в концессионных соглашениях. Вероятно, по замыслу авторов, данные платежи должны структурироваться как плата концедента. Минэкономразвития также предложен термин «капитальных грант», под которым понимается финансирование части расходов в связи с созданием объекта концессии или объекта ГЧП. Позитивная новость заключается в том, что предлагавшиеся ранее Минфином ограничения относительно сроков и размеров осуществления платежей публичной стороной не установлены.

6. Кроме того, законопроект предложил логичную концепцию гарантии минимальной доходности в случае наступления особых обстоятельств — условия, без которого не обходится ни один серьезный проект ГЧП, но относительно легальности которого ведутся постоянные споры. Возможность закрепления компенсации на случай особых обстоятельств предполагается, исходя из предусмотренной законопроектом возможности принятия концедентом или публичным партнером в соглашении ГЧП финансовых и других обязательств, исполнение которых будет обусловлено совершением/несовершением одной из сторон определенных действий, либо наступлением/не наступлением предусмотренных концессионным соглашением обстоятельств. Данная возможность существует и сейчас, но лишь в случае, если соответствующая компенсация будет предусмотрена в конкурсной документации в качестве критерия конкурса. В представленном законопроекте данное ограничение отсутствует, и это плюс для рынка.

7. Еще один позитивный сигнал для рынка — введение права участника конкурса, выступившего с инициативой заключения концессионного соглашения или соглашения ГЧП, но не победившего в итоге в конкурсе, на возмещение расходов на подготовку проекта в размере до 1% от общей стоимости создания (реконструкции) объекта. Чтобы обеспечить такое возмещение, необходимо закрепить в конкурсной документации соответствующую обязанность лица, с которым в итоге будет заключено концессионное соглашение. Данное нововведение значительным образом стимулирует качественную подготовку новых проектов, ведь заявитель получит гарантии возмещения своих расходов в достаточном размере и, указав на необходимость такого возмещения в предлагаемом проекте соглашения, сведет риски убытков, связанных с подготовкой проекта, к минимуму. При этом как заявитель, так и лица, выразившие готовность к участию в конкурсе на предложенных заявителем условиях, должны представить сведения о наличии средств или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных в соглашении инвестиций частной стороны в создание (реконструкцию) объекта соглашения.

8. В законопроекте предусмотрена возможность реализации проектов концессий/ГЧП по принципу абонентского договора take or pay, когда, с одной стороны, соглашения могут содержать гарантии госзаказа, а с другой стороны, государственный заказчик обязан будет вносить платежи даже в случае, если предусмотренные госконтрактом товары/работы/услуги не будут выбраны в предусмотренных соглашением объемах.

9. Предлагается освободить стороны проектного соглашения от обязанности согласовывать продление срока действия данного соглашения с антимонопольным органом. Это не будет требоваться в случае, если соглашение устанавливает такой срок продления или порядок его определения, а также основания и порядок такого продления. Остальные изменения будут требовать согласия антимонопольных органов лишь в случае, если увеличивается процент финансового участия публичной стороны в проекте.

10. Споры из концессионных соглашений будет разрешено передавать в международный коммерческий арбитраж, что также является важным нововведением в русле последних споров о возможности передачи концессионных споров в международный арбитраж (например, спор по Орловскому тоннелю). В отношении «арбитрабельности» споров из соглашений о ГЧП авторы законопроекта ничего не сказали, что, скорее, говорит в пользу «арбитрабельности» таких споров.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием regulation.gov.ru и facebook.com

    07.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО