Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

17 апреля 2020 г.

Эксперты АКРА считают недостаток публично-доступных данных одной из важнейших проблем рынка ГЧП в России

Эксперт группы рейтингов проектного финансирования и инфраструктуры АКРА Альфия Васильева и старший директор, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития Максим Худалов отмечают, что на федеральном уровне известен лишь один проект, реализованный в рамках закона о ГЧП, - система маркировки товаров. Концессионные соглашения на практике гораздо популярнее, так как механизм апробирован рынком, поэтому внесение существенных изменений в законодательство в настоящий момент не представляется целесообразным. Аналитическое мнение о развитии рынка ГЧП в России опубликовано в Экспертном релизе НАКДИ «Федеральный закон о ГЧП/МЧП: цифры, факты и экспертные оценки».

Несмотря на то, что первая сделка ГЧП появилась в 2018 году, первая реализация такой сделки на основе специально созданного регионального закона о ГЧП произошла еще в 2012 году – в г. Санкт-Петербург в рамках проекта «Западный скоростной диаметр».  

Чуть позднее в 2015 году был принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ. Он был призван стать драйвером развития рынка ГЧП, так как позволял частному партнеру иметь право собственности на объект проектного финансирования. Тем не менее, на федеральном уровне нам известен всего лишь один проект, реализованный в рамках закона о ГЧП – создание системы маркировки товаров. 

Концессионные соглашения, реализуемые на основе Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ, на практике гораздо популярнее, так как механизм апробирован рынком, поэтому, на наш взгляд, внесение существенных изменений в законодательство в настоящий момент не представляется целесообразным. Преимущества от объединения данных документов выглядят туманными, а реализация таких инициатив может вызвать новую волну недовольства со стороны ключевых участников рынка (вспомним, как рынок отреагировал на первую редакцию СЗПК, до того, пока ГЧП и концессии не вывели из-под действия режима нового инвестиционного кодекса), окончательно подорвав инвестиционный климат в преддверии мирового финансового кризиса. 

На развитие рынка ГЧП существенным образом влияет несовершенство российского законодательства. Это налагает ограничения на использование распространенных в мировой практике инструментов распределения риска, например, EPC-контракты. 

Инфляция, показатели которой в России тоже существенно выше, чем в странах с развитыми рынками проектного финансирования, также влияет на бюджет проекта и его подверженность риску  превышения первоначально заявленных капитальных затрат (Overcapex). Мы, как рейтинговое агентство, считаем, что существенной проблемой также является недостаток публично-доступных данных, так как большая часть проектов ГЧП реализуется госбанками, данные в отношении них являются закрытыми. Вместе с тем страны с развитыми рынками проектного финансирования (Австралия, Великобритания и т.д.) более прозрачны для рынка, что позволяет привлекать финансирование на финансовом рынке в колоссальных объемах. 

Экспертный релиз «Федеральный закон о ГЧП/МЧП: цифры, факты и экспертные оценки» подготовлен аналитической службой НАКДИ на основе Реестра соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, подготовленного Минэкономразвития России.   

В экспертном релизе приведен анализ ГЧП проектов в России, представлены экспертные оценки развития данного сегмента рынка, а также результаты проведенного опроса среди экспертного сообщества по вопросам перспектив развития ГЧП.  Кроме того, в релизе представлены визуальные элементы, отражающие дифференциацию рынка ГЧП по годам, категориям проектов, административным уровнях и т.д.    

29.05.2022
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО