Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

28 апреля 2020 г.

Эксперты Агентства ПМА в годовом докладе НАКДИ оценили эффективность механизма СПИК 2.0 в России

Директор правового департамента Агентство ПМА Анастасия Дейнега и младший юрист правового департамента Агентство ПМА Анастасия Иванова отмечают, что в апреле 2019 года Правительство России внесло в Государственную Думу пакет законопроектов, направленных на реформирование СПИК, основная часть которых вступила в силу в августе того же года. Однако для запуска нового механизма - СПИК 2.0 - еще предстоит принять ряд подзаконных и региональных правовых актов. Статья экспертов Агентства ПМА «СПИК 2.0» опубликована в Годовом докладе по результатам независимого мониторинга «Концессии в России-2019. Основные итоги и тренды».

Что такое СПИК? 

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – одна из форм сотрудничества государства и бизнеса в сфере промышленности. Цель СПИК – привлечение внебюджетных инвестиций в развитие промышленности путем предоставления инвесторам льгот и преференций, а также обеспечения стабильных условий ведения бизнеса. 

Возможность заключения СПИК появилась в 2015 году. Федеральные СПИК заключались в порядке, установленном Правительством России, региональные – в соответствии с региональным и муниципальным законодательством, синхронизированным с федеральным. Процедуры заключения СПИК 1.0 являлись непрозрачными и не стимулировали развитие конкуренции. В связи с этим летом 2018 года заместитель Председателя Правительства России Козак Д.Н. ввел неофициальный мораторий на заключение СПИК до принятия нового регулирования (СПИК 2.0). 

В апреле 2019 Правительство России внесло в Государственную Думу пакет законопроектов, направленных на реформирование СПИК, основная часть которых вступила в силу в августе того же года.  

Что изменилось? 

Обязательства инвестора. В рамках СПИК 1.0 инвестор привлекал инвестиции на создание, модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции. По новым правилам, помимо привлечения инвестиций, инвестор обязуется:

  • разработать современную технологию производства промышленной продукции (из числа технологий, включенных в правительственный перечень) или получить необходимые права для ее использования,
  • внедрить указанную технологию для освоения серийного производства промышленной продукции,
  • обеспечить достижение установленных в СПИК целевых показателей (объем произведенной продукции, количество новых рабочих мест и других).

Публичная сторона и ее обязательства 

На публичной стороне СПИК 2.0 одновременно участвуют РФ, субъект РФ и муниципальное образование. Ранее участие РФ в региональных СПИК было необязательным. Перечень обязательств публичной стороны остался неизменным, но уточнено их содержание.  

Обеспечение инвестору стабильности условий ведения хозяйственной деятельности 

Данное обязательство предполагает неприменение к инвестору после заключения СПИК новых правовых актов, которые вводят запреты и ограничения на реализацию прав, связанных с выполнением контракта. 

Стабилизационные оговорки для СПИК 2.0 значительно отличаются от оговорок для СПИК 1.0: их нельзя применить к иным лицам, кроме инвестора, оговорки в отношении региональных и муниципальных актов устанавливаются на местах, введены дополнительные условия применения федеральной оговорки – специальный порядок применения к инвестору федеральных правовых актов на случай их изменения должен быть предусмотрен законодательством РФ на дату заключения СПИК. 

Применение к инвестору мер стимулирования 

Меры стимулирования должны быть предусмотрены в СПИК. Перечень возможных мер устанавливается на всех уровнях власти и может включать в себя субсидии, налоговые льготы, гарантии стабильности налоговой нагрузки, ускоренную амортизацию, определение в качестве единственного поставщика, аренду земли без торгов, информационную поддержку и другие меры. 

Для СПИК 2.0 установлены дополнительные условия применения мер стимулирования: 

  • выполнение инвестором своих обязательств по СПИК,
  • расходы и недополученные доходы бюджетов от применения мер стимулирования не должны превышать 50% от капитальных вложений в проект.

С полной версией экспертной статьи «СПИК 2.0» можно ознакомиться в Годовом докладе по результатам независимого мониторинга «Концессии в России-2019. Основные итоги и тренды».  

21.01.2021
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО