Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

24 декабря 2018 г.

Эксперты Общественной палаты России выступают против переноса сроков реформы обращения с отходами

24 декабря 2018 года в Общественной палате РФ прошло экстренное совещание на тему: «Реформа обращения с отходами — 2019», посвященное обсуждению принятого Госдумой законопроекта, смягчающего переход к новой системе обращения с отходами. Основной темой встречи стало обсуждение законопроекта «О внесении изменения в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», позволяющего субъектам РФ постепенно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, документ разрешает регионам по согласованию с Правительством России в течение ближайших четырех лет использовать действующие объекты, в том числе не имеющие предусмотренной федеральным законодательством документации объекты.

Документ был внесен в Государственную Думу 7 ноября 2018 года. В течение месяца он прошел все необходимые процедуры и чтения, был принят Государственной думой 18 декабря 2018 года, а также одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года. Лейтмотив законопроекта — дать возможность субъектам России постепенно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами и по согласованию с Правительством России в течение ближайших четырех лет использовать действующие объекты захоронения при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей.

Модератор заседания Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев отметил, что новые изменения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» позволяют регионам отложить полноценную реализацию реформы обращения с отходами на некоторое время, что вызывает обеспокоенность среди экспертов и уже выбранных региональных операторов по обращению с ТКО, а также могут стать причиной роста социального напряжения в обществе. Он подчеркнул, что в рамках реформы необходимо создавать сотни объектов инфраструктуры, в том числе высокотехнологичные, без создания которых в России будет невозможно создание системы экологически безопасного захоронения мусора. Именно поэтому Общественная палата России выражает обеспокоенность ситуацией, которая может сложиться в 2019 году в связи с новыми законодательными изменениями. Особо подчеркнул, что реформу обращения с отходами нельзя откладывать ни при каких обстоятельствах.

Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева подчеркнула, что изменение законодательства создает ситуацию, когда те регионы, которые провели процедуры по выбору регионального оператора по обращению с отходами, и сами операторы, в том числе уже приступившие к выполнению своей деятельности, оказались в худшей ситуации, нежели те регионы, которые не сделали ничего для реализации реформы на своей территории. Ольга Тимофеева отметила, что ОНФ будет настаивать на публичном обсуждении территориальных схем, а также требовать детального и прозрачного механизма установления тарифов для населения. При этом она акцентировала внимание, что одним из самых тревожных пунктов поправок к закону является разрешение использовать существующие в настоящее время полигоны, что по сути заставляет бизнес «опускать руки»: нет смысла создавать современные технологичные полигоны, если можно в течение нескольких лет использовать старые. Также отметила прямые коррупционные риски, которые создаются с разрешением региональным властям назначать «своего» регионального оператора в случае, если выбранный оператор по каким-либо причинам прекратил выполнение своих обязанностей.

Избранный член Общественного совета Минприроды России, президент Общероссийского объединения работодателей в сфере охраны окружающей среды «РУСРЕЦИКЛИНГ» Елена Есина напомнила, что 20 декабря 2018 года в рамках пресс-конференции Президента России Владимира Путина был задан вопрос о состоянии «мусорной» отрасли в России. Президент дал вполне определенный ответ, сказав, что проблемы накоплены огромные, так как решением этих проблем до настоящего времени органы государственной власти никогда не занимались на системной основе. Он обозначил первоочередные задачи, требующие максимально быстрого решения: ликвидация незаконных свалок и выстраивание эффективной индустрии переработки мусора. Также отметила, что массовые протестные выступления граждан являются отражением общественной позиции населения, которое требует прозрачности и ясности понимания происходящих процессов.

Исполнительный директор Ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин отметил, что в целом ассоциация поддерживает переносы сроков начала реализации реформы обращения с отходами, однако видит ряд крайне тревожных пунктов в новых поправках. В частности, возможность передачи функций по деятельности регионального оператора местными властями по своему усмотрению может привести к повышению коррупционной составляющей отрасли. Также вызывает опасение разрешение использования существующих свалок — это нанесет как экологический, так и экономический вред отрасли.

Президент АО «Управление отходами» Павел Бесшапов рассказал, что за время работы компании в рамках заключенных концессионных соглашений было создано в субъектах России 9 мусоросортировочных комплексов, 25 мусороперегрузочных станций и 5 современных полигонов общей мощностью около 2 млн тонн. Компания осуществляет свою деятельность на территории общей площадью более 200 тыс. кв. км. Российские предприятия разработали технологии, которые позволяют выполнить одно из главных требований федерального законодательства в сфере обращения с ТКО — значительно снизить полигонное захоронение. В настоящее время на полигонах размещается 95-97% отходов, то с применением российских технологий в течение 5-7 лет возможно доведение объемов захоронений на полигонах до 20-30%. Павел Бесшапов отметил значимость реализации мероприятий национального проекта «Экология», которая позволит сформировать в России новую отрасль по экологически безопасному обращению с отходами. При этом отмечается, что для реализации нацпроекта требуется большие объемы внебюджетных инвестиций — порядка 200 млрд рублей только на создание объектов по обработке отходов. Специфика отрасли должна привлечь долгосрочные вложения институциональных инвесторов. Компания «Управление отходами» готова продолжать деятельность в сфере обращения с отходами в России.

Исполнительный директор НАКДИ, член экспертного совета национального проекта «Экология» Светлана Бик отметила, что за 4 года реализации реформы Россия проделала колоссальный путь по созданию системы обращения с отходами, в настоящее время построен каркас отрасли: это свыше 50 нормативно-правовых актов, 5 регуляторов, занимающихся этой проблемой, утверждено 70 региональных программ в сфере ТКО, 80 субъектов Федерации установили нормативы накопления, 85 субъектов разработали территориальные схемы. Светлана Бик обратила внимание, что решение об общественном обсуждении территориальных схем принято уже после того, как на основе ряда территориальных схем были заключены договоры, а где-то уже началось создание необходимой инфраструктуры. В настоящее время в отрасли уже есть что терять, поэтому остановку ее нельзя допустить. Кроме того, состоялось 327 конкурсов по выбору региональных операторов, в том числе и 77 повторных конкурсов, но большинство регионов встали на этот путь и получили определенный результат, опыт, который можно использовать тем регионам, которые не успевают. В 231 зоне выбраны региональные операторы, по мониторингу НАКДИ 168 победителей конкурсов, которые стали региональными операторами. Из всех субъектов только Москва не объявляла и не проводила конкурсов. Подробнее о первых результатах формирования отрасли обращения с ТКО в аналитическом Докладе НАКДИ «Формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в субъектах Российской Федерации», который подготовлен по результатам независимого мониторинга 2016–2018 годов.

Светлана Бик представила отраслевой портрет 168 компаний-победителей, в частности, среди них 22 унитарных предприятия и 146 коммерческих компаний, а с учетом подконтрольных государству региональных операторов 36 унитарных предприятий и 132 коммерческих компаний. В зоне обслуживания государственного сектора находится 22% населения, коммерческих компаний — 66%, в зонах обслуживания 12% населения региональный оператор не выбран. Было отмечено, что диалог нужно выстраивать не только с населением, но и с бизнесом, теми, кто вкладывает средства в реализацию задач реформы. Изменения в законодательстве создают неконкурентные условия для развития бизнеса, разрешая использовать существующие в настоящее время несанкционированные свалки. Фактическая реализация несанкционированных свалок — это яд для России в прямом и переносном смысле.

Кроме того, Светлана Бик отметила, что в России за 13 лет действия 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в сфере ТКО заключено 18 концессионных соглашений, суммарный объем инвестиционных обязательств — 30,2 млрд. руб. При этом в соответствии с национальным проектом «Экология» за пять лет в отрасль надо привлечь 182 млрд. руб. В настоящее время объем средств в пенсионной системе в России составляет 5 трлн руб., объем активов страховых компаний превышает 2,5 трлн руб., объем депозитов юридических лиц в банках России превышает 19 трлн руб., объем депозитов физических лиц в банках России превышает 26 трлн руб. То есть в России есть деньги для реализации масштабных задач, но для инвестиций в отрасль специального назначения нужны специальные условия.

Подробнее в видеозаписи выступления — Светлана Бик в рамках экстренного совещания «Реформа обращения с отходами - 2019»

Начальник Управления государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Наталья Соколова отметила, что под несанкционированными свалками понимается земельный участок, захоронение отходов на котором осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических норм. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на несанкционированных свалках запрещено. При этом новые нормы, по сути, разрешают размещение отходов на существующих в настоящее время полигонах, что создает правовое несоответствие. Поэтому отсутствует понимание того, какими нормами будет руководствоваться Генеральная прокуратура в своей деятельности: ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» или нового закона, если он будет принят. Росприроднадзор приложит все возможные усилия, в том числе в совместной деятельности с Генеральной прокуратурой, для того чтобы те объекты, где отсутствуют защита почв, подземных вод и т.д. были ликвидированы.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева поблагодарила участников совещания за живое участие в столь важной для страны теме, а также отметила, что законодатели, принимавшие новые поправки, не учитывали того факта, что система обращения с отходами касается каждого — в том числе и их самих. Экология нашей страны, чистый воздух, вода — это вещи, на защиту которых нужно становится сообща, поставив общечеловеческие интересы во главу совместной деятельности. К вопросам реализации реформы обращения с отходами необходимо привлекать экспертов, представителей научного круга, общественников, чтобы вырабатывать максимально эффективные пути решения насущных проблем.

В совещании Общественной палаты РФ «Реформа обращения с отходами — 2019» также приняли участие президент партнерской компании Инфракап Александр Баженов, врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Амирхан Амирханов и другие ведущие эксперты, представители ассоциаций и отраслевых союзов.

    15.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО