20 декабря 2017 года в Москве состоялся IX Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России». Организатором Форума выступила Международная общественная организация «Гильдия Финансистов». Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) стала партнером деловой программы.

В рамках Форума прошло пленарное заседание «Комплексное развитие территорий. Как повысить эффективность финансирования проектов инфраструктуры?», модераторами которой выступили директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин и исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик.

В пленарной сессии Форума приняли участие первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов, президент Финансового университета при Правительстве РФ, Первый вице-президент Международной Гильдии финансистов Алла Грязнова, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, председатель Комитета государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, начальник департамента финансовой банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ Екатерина Сороковая, первый заместитель Генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, заместитель председателя Правления Евразийского банка развития Константин Лимитовский, генеральный директор рейтингового агентства АКРА Екатерина Трофимова, вице-президент Внешэкономбанка Олег Иванов, управляющий директор по развитию ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Алиса Землянская, заместитель Председателя Правительства Московской области — министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза.

С приветственным словом выступил первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов. Он подчеркнул, что пенсионные деньги — это важнейший ресурс для финансирования инфраструктурных проектов. И участие в них пенсионных денег не только улучшает качество жизни человека и является источником его благополучия на пенсии в нашей стране, — а это конечная цель любого государства, — но и создает аргументы для правительства при формировании пенсионных накоплений.

Сергей Швецов отметил, что государство, экспертное сообщество находятся в сложной дискуссии относительно российской пенсионной системы, и накопительный элемент пенсионной системы, работая в инфраструктурных проектах, должен доказывать обществу и правительству, будущим пенсионерам, что этот ресурс действительно работает на благо страны.

По мнению спикера, для того, чтобы запустить инфраструктурный проект, необходимо проанализировать и распределить все риски, сопровождающие его, определить для каждого из них правильный финансовый инструмент и источник финансирования этого риска. Часть инфраструктурных проектов безусловно нуждается в дотациях. От инвесторов, негосударственных пенсионных фондов, требуется соблюдение фидуциарной ответственности, а от управляющих компаний — правильное нахождение на рынке объектов инвестиций в разумном сочетании риска и доходности.

Сергей Швецов выразил надежду, что в ближайшее время будет решен вопрос о возможности реализации проектов по строительству мощностей для хранения и обработки сельхозпродукции в рамках концессии, в том числе с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов. Он отметил, что колебания цен на продовольствие порождает инфляционное ожидание. Для того, чтобы управлять инфляцией в условиях высоких инфляционных ожиданий, Центральный банк должен держать более высокие процентные ставки. Если бы в стране имелись достаточные объемы для хранения сельхозпродукции, волатильность внутри сезонного цикла была бы налажена.

В приветственном слове президент Финансового университета при Правительстве РФ, Первый вице-президент Международной Гильдии финансистов РФ Алла Грязнова отметила актуальность обсуждения темы развития инфраструктуры. Президент страны Владимир Путин назвал одним из главных приоритетов в работе власти в ближайшие годы — работу над развитием инфраструктуры. Это в первую очередь дороги, порты, аэропорты и связь. Алла Грязнова считает, что необходимо понять, какими внутренними ресурсами страна располагает, какие бюджетные средства и кредитные вложения есть, какие средства население готово тратить на то, чтобы инфраструктура развивалась. Нынешняя ситуация такова, что одни регионы способны развиваться самостоятельно, другим необходима государственная помощь.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис рассказал о развитии ЖКХ и городской среды. Он отметил, что темпы модернизации коммунальной инфраструктуры растут ежегодно: если в 2014 году объем вложений составил 178 млрд рублей, то по итогам 2015 года, этот показатель вырос на 3% и составил 183 млрд рублей, несмотря на то, что это был сложный для экономики страны период. В 2016 году темпы роста удвоились и составили 6%: в развитие предприятий водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения было вложено уже 194 млрд рублей. При этом последние 2 года можно назвать периодом бума концессий в ЖКХ — ежегодно количество концессионных соглашений удваивается.

Один из серьезных итогов 2017 года — радикальная смена законодательства в сфере ЖКХ. Акцент был сделан на корректировке концессионного законодательства: тарифная формула теперь действует на весь срок концессии, а при расторжении концессии, даже по вине самого концессионера, инвестиции должны быть возвращены в полном объеме. Также в тарифе зафиксирована гарантированная предпринимательская прибыль, помимо возврата тех инвестиций, которые осуществлены.

Андрей Чибис также отметил, что команды региональных властей постепенно повышают уровень подготовки концессионных проектов. Сегодня в отношении объектов коммунальной инфраструктуры действует 1759 концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств 214,8 млрд рублей.

Еще один важный тренд — банки постепенно разворачиваются в сторону кредитования коммунальной сферы. Серьезное достижение для отрасли — создание Сбербанком России коробочного решения для концессии в ЖКХ.

Из существующих проблем спикер отметил нежелание местных властей передавать инфраструктурные объекты в управление концессионерам. Остается актуальной проблема правоприменения, которую спикер назвал «страновым риском» — когда законодательные решения не применяются на практике. Одна из задач, стоящих перед рынком — научить всех, в том числе государство, исполнять свои обязательства. Для решения этой задачи в том числе внедряется система мониторинга концессионных соглашений.

Начальник департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ Екатерина Сороковая рассказала о том, что в министерстве сейчас разрабатываются два механизма, направленные на привлечение инвестиций. Первый — это Фабрика проектного финансирования, реализуемая совместно с ВЭБом для поддержки инвестиций в инвестиционные проекты в приоритетных отраслях. Основной механизм, который будет использоваться при этом — синдицированный кредит.

Второй механизм — это инфраструктурная ипотека. По словам Екатерины Сороковой, если разработка Фабрики была сложна, механизм инфраструктурной ипотеки — в разы сложнее, в его основе лежит механизм ГЧП и концессий. Инфраструктурная ипотека предполагает качественно иной подход к использованию бюджетного ресурса. Прежде всего это обязательный анализ на возможность использования концессионного механизма. Инфраструктурная ипотека также предполагает использование механизма государственных гарантий на базе суверенного фонда развития инфраструктуры.

Важно не просто создать механизм, который позволит реализовать инфраструктурный проект, но и правильно распределить риски, снизить нагрузку на государство, уйти от той модели, по которой сейчас осуществляется госзаказ.

Первый заместитель Генерального директора Управляющей компании «Лидер» Юрий Сизов рассказал о положительной практике, основных барьерах развития рынка инвестиций в инфраструктуру и путях их преодоления.

Сейчас в развитии рынка наблюдается два разнонаправленных движения. За последние 5-6 лет серьезно реформировано законодательство, а в сфере ЖКХ по инициативе Минстроя России произошла настоящая революция: принято законодательство, защищающее инвестора. В целом расширяется сфера применения ГЧП. Начался процесс стандартизации решений, в том числе с участием крупнейшего банка страны — Сбербанка России. Создан Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. Фабрика проектного финансирования, инфраструктурная ипотека — это новые направления развития, требующие совместных усилий со стороны государства и рынка.

На фоне этих положительных перемен частные инвесторы на этапе реализации проектов сталкиваются с системными проблемами. Существуют завышенные ожидания по решению инфраструктурных проблем в короткие сроки. Накопившееся недофинансирование любой инфраструктуры, в том числе ЖКХ, приводит к тому, что местные органы власти стараются решить все другие проблемы региона за счет частного инвестора конкретного концессионного объекта.

Существует и идеологический разрыв, на который надо обратить внимание. Все говорят о привлечении инвестиций, но очень редко поднимается вопрос о необходимости возврата инвестиций. Если для финансистов понятно, что это две части одного процесса, то для органов власти, которые всегда были ориентированы на бюджетные деньги, такой очевидности нет, поскольку бюджетные деньги нет необходимости возвращать, а надо лишь осваивать. Этот существующий ментальный разрыв очень важно преодолевать, обязательно дополняя тезис о привлечении инвестиций тезисом о необходимости их возвратности.

Юрий Сизов также отметил, что зачастую приход инвестора в регион сопровождается негативным информационным фоном, с которым органы власти не работают. Преодоление заблуждений и разъяснительная работа по особенностям долгосрочных инвестиций, создание благоприятной институциональной и общественной среды — это важная задача публичного партнера в концессионных соглашениях.

Заместитель председателя Правления Евразийского банка развития Константин Лимитовский рассказал о конкурентных преимуществах международных банков развития в финансировании инфраструктурных проектов. Он выделил факторы, которые должны отличать проект, для того, чтобы ему была оказана поддержка. Прежде всего, проект должен быть хорошо подготовлен публичной стороной. Для этого необходимы компетенции и помощь для правильной структуризации матрицы рисков. Пока существует проблема в подготовке средних региональных проектов — помимо недостатка опыта, здесь встречается недостаток рискового капитала. Поэтому большинству проектов требуется акционерный капитал от инвесторов, которые могут взять риск на ранних стадиях проекта, особенно в пионерных проектах. В целом, для привлечения инвестора проект должен обладать тремя важными характеристиками: хорошая информированность рынка о проекте, хорошая подготовка и правильная риск-аллокация.

Председатель Комитета государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что 20 декабря 2017 года, в момент начала Форума, законопроект о синдицированном кредитовании был принят в третьем чтении в Государственной Думе. Документ дополняет законодательство новеллами, относящимися к механизму синдицированных кредитов, и направлен на решение проблемы недостатка средств для финансирования крупных, капиталоемких проектов. Российские инвесторы часто не готовы в одиночку нести риски, которые связаны с финансированием масштабных проектов, а механизм синдицированного кредита позволяет разделить риски с другими кредиторами. Принятие законопроекта повысит доступность кредитов и позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики.

Как сообщил Анатолий Аксаков, этот закон позволит реализовать различные эффективные механизмы финансирования, которые разрабатывались при создании Фабрики проектного финансирования Внешэкономбанка, а также позволит устранить существовавшую правовую неопределенность.

Что касается НПФ, спикер отметил, что сейчас три триллиона рублей, которые находятся под их управлением, составляют 3,4 % к ВВП страны. Этот ресурс можно было бы использовать активно, но этого пока не происходит. Поэтому уже подготовлен законопроект, который должен помочь негосударственным пенсионным фондам укрепить свои позиции и повысить уровень благонадежности в глазах общества. Изменения коснутся вознаграждения пенсионных фондов и темы фидуциарной ответственности.

Вице-президент Внешэкономбанка Олег Иванов подробно рассказал о принципах, на которых будет строиться механизм Фабрики проектного финансирования. Планируется, что общий объем проектов, которые будут реализованы с помощью Фабрики, превысит триллион рублей. Финансирование будет осуществляться из следующих источников: часть денег в качестве акционерного финансирования будут вкладывать спонсоры и инициаторы проектов, 300 млрд рублей — деньги институциональных инвесторов, то есть НПФ, инвестиционных фондов и страховых компаний, около 350 млрд рублей планируется привлечь от коммерческих банков. При этом деньги НПФ имеют условную срочность до 10-15 лет, деньги банков более короткие — 5-8 лет. Когда финансирование в одном проекте происходит из разных источников, это позволяет создавать непрерывное поступление средств в течение 15 лет проекта.

Генеральный директор, член совета директоров рейтингового агентства АКРА Екатерина Трофимова в своем выступлении отметила, что Россия до сих пор не компенсировала недоинвестирование инфраструктуры 1990-х годов. Экономическая стагнация и рост процентных ставок привели к падению инвестиций в инфраструктуру и снижению долгового финансирования.

Вызов низкой инфляции для инфраструктуры — один из самых острых среди отраслей, поскольку индексация тарифов «привязана» к инфляции. Жесткая денежно-кредитная политика и положительные процентные ставки будут еще 2- 3 года.

Ключевым риском при структурировании инфраструктурных проектов по-прежнему остается так называемая проблемная «дебиторка», которая при высокой инфляции является своего рода благом для многих компаний, так как происходит девальвация неоплачиваемой «дебиторки». Но при нынешней ситуации, когда инфляция стараниями Банка России будет удерживаться на стабильном уровне, эта же проблемная «дебиторка» может оказаться одним из главных рисков и для компаний, и для долгосрочных проектов.

Екатерина Трофимова отметила, что проектное финансирование обеспечивает доступ к проекту инвесторов с низким аппетитом к риску, что позволяет привлекать длинные кредиты за счет пенсионных средств, а также государственные гарантии для снижения стоимости финансовых ресурсов. При проектном финансировании эффективное управление рисками достигается путем их распределения между различными участниками проекта и его структурирования в зависимости от доли риска, которую готов принять на себя кредитор.

Проектное финансирование предполагает адресно-целевой характер, при котором средства привлекаются для конкретного проекта, и их погашение осуществляется исключительно за счет доходов, генерируемых самим проектом. Кроме того, это препятствует нецелевому использованию средств.

Управляющий директор по развитию ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Алиса Землянская рассказала о механизмах предпроектной поддержки инфраструктурных проектов.

В рамках новой стратегии ВЭБа по созданию Фабрики проектного финансирования Федеральный центр проектного финансирования помогает инициаторам выходить на банки с понятными проектами, которые достойны быть профинансированы банками и его партнерами в рамках синдикации. Важно, чтобы не только частная сторона участвовала в этом процессе в рамках частной концессионной инициативы, но и субъекты имели доступ к компетентным кадрам, финансовой помощи.

В первом полугодии 2018 года ФЦПФ объявит о новых инструментах оказания предпроектной поддержки субъектам концессионных и ГЧП проектов. Они разрабатываются совместно с Минэкономразвития и Минфином России, в том числе в рамках большой дорожной карты по развитию инфраструктурной ипотеки.

Алиса Землянская также отметила, что несмотря на наличие ликвидности, инструментов финансирования, нормативного поля, проектов не хватает. Это связано не только с отсутствием инициатив у субъектов или частных сторон, но в том числе с некоторыми недоработками в нормативном поле.

Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев рассказал об особенностях структурирования концессионных соглашений в дорожном хозяйстве. Он отметил проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации концессионных соглашений. В частности, основной риск, с которым сталкивается концессионер — несовершенство проектных решений, которые разрабатываются сторонними участниками проекта. Этот риск особенно важен при строительстве дорожной инфраструктуры. Поэтому Денис Буцаев выступил с предложением включать этап проектирования в рамки концессионного соглашения. Он также пригласил всех к сотрудничеству, сообщив, что в настоящий момент в Московской области реализуется 84 инфраструктурных проекта на сумму более 100 млрд рублей.

Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза рассказал об источниках и инструментах финансирования проектов развития. В России более 400 млрд. долларов валютных резервов находятся у государства и свыше 100 млрд. долларов — на корсчетах государства и банков в ЦБ. Соответственно реальными инвесторами могут быть государство и банки. К сожалению, несмотря на то, что, население также является потенциальным инвестором, государство до сих пор не построило эффективного компенсационного механизма использования этих денег в инвестиционных темах.

Что касается региональной финансовой системы, то в нашей стране только в 10 регионах созданы понятные финансовые системы, 85 % всех финансовых ресурсов сегодня находятся в Москве, в 15 регионах нет ни одного регионального банка, в 16 регионах — по одному банку, в половине регионов нет ни одной региональной страховой компании.

По мнению Владимира Гамзы, если не сформировать мощные эффективные региональные финансовые системы, нормальный инвестиционный процесс по инфраструктурным проектам не может быть налажен.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru

Подробности: /novosti/v-moskve-nachal-rabotu-ix-obscherossiyskiy-forum-infrastrukturnye-proekty-rossii.html
©Investinfra.ru
Любое воспроизведение материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИНВЕСТИНФРА.