Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

18 декабря 2018 г.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о переходном периоде реализации реформы обращения с отходами

18 декабря 2018 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект «О внесении изменения в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», позволяющий субъектам РФ постепенно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Также разрешается регионам по согласованию с Правительством России в течение ближайших четырех лет использовать действующие объекты, в том числе не имеющие предусмотренной федеральным законодательством документации объекты.

Государственная Дума Российской ФедерацииКак отмечается в пояснительной записке, в настоящее время в субъектах России — городах федерального значения сложная ситуация в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено. Таким образом, размещение объектов захоронения отходов на территории субъектов РФ — городов федерального значения невозможно.

В то же время объекты захоронения отходов, расположенные на территории соседних субъектов РФ, зачастую переполнены и подлежат закрытию, а создание новых объектов в таких субъектах РФ затруднено из‑за высокой плотности населения. До 1 января 2022 года города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, вправе не применять положения федерального законодательства о деятельности региональных операторов. 

По мнению авторов законопроекта, единственным выходом из сложившейся ситуации является создание современных высокотехнологичных объектов обращения с отходами. Но на реализацию этой задачи от стадии оформления подходящих земельных участков до ввода в эксплуатацию потребуется до 3 лет. Потому построение долгосрочного прогноза развития отрасли, являющегося определяющим фактором при расчете стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО регионального оператора, не представляется возможным.

При этом в соответствии с действующим законодательством обязанность по началу деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и оказания коммунальной услуги по обращению с отходами наступает не позднее 1 января 2019 года.

Согласно принятому документу, если выбранный по конкурсу региональный оператор после 1 января 2019 года по каким‑либо причинам откажется от исполнения контракта, субъект РФ сможет без проведения конкурсных процедур на один год выбрать другого оператора на своей или соседней территории или же возложить обязанности оператора на действующие унитарные предприятия, имеющие лицензию на обращение с отходами.

Если ни один из перечисленных вариантов не возможен, регион будет вправе временно продолжить работу с мусором в том формате, который действовал до наступления 2019 года.

Для того чтобы избежать резкого скачка тарифов за вывоз мусора, где главная составляющая — это транспортные расходы, закон разрешит регионам по согласованию с Правительством в течение четырех лет использовать действующие объекты, в том числе не имеющие документации, предусмотренной федеральным законодательством, объекты.

Вместе с тем 24 декабря 2018 года в Общественной палате РФ пройдет экстренное совещание на тему: «Реформа обращения с отходами — 2019», посвященное обсуждению принятого Госдумой законопроекта, смягчающего переход к новой системе обращения с отходами. Основной темой встречи станет обсуждение законопроекта «О внесении изменения в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

С использованием sozd.duma.gov.ru и duma.gov.ru

    13.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО