Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

6 марта 2020 г.

Госдума рассмотрит законопроект об уточнении порядка расчета размера платы жителей многоквартирных домов за услугу по обращению с ТКО

6 марта 2020 года на рассмотрение в Госдуму внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», разработанный с целью установления обоснованного и справедливого порядка расчета размера платы собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В пояснительной записке к документу отмечается, что с принятием и вступлением в силу на всей территории страны Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги вошла плата за коммунальные услуги по обращению с ТКО – ранее указанная плата входила в состав платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления ТКО, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством России.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО подлежит расчету либо исходя из количества лиц, проживающих в жилом помещении, либо, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения, исходя из общей площади жилого помещения. При этом в любом из указанных случаев в расчете используется норматив накопления ТКО.

Из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что норматив накопления ТКО - среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени. Постановлением Правительства России от 04.04.2016 № 269 установлен Порядок определения нормативов накопления ТКО. Тем не менее, независимые замеры отходов, проводимые общественными объединениями и гражданами, показывают, что утвержденные в субъектах Российской Федерации нормативы накопления твердых бытовых отходов не во всех случаях отражают реальные объемы накопления твердых бытовых отходов по отношению к конкретным многоквартирным домам, а подчас являются завышенными в несколько раз с учетом фактического расчета, основанного на данных об емкости используемых контейнеров и периодичности вывоза отходов.

Решение законодательной проблемы возможно в случае наделения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме полномочиями на принятие решения об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в данном многоквартирном доме исходя из фактического объема вывезенных ТКО. В таком случае целесообразно наделить организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, полномочиями по заключению с региональным оператором по обращению с ТКО договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. При непосредственном управлении многоквартирным домом заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО будет осуществляться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Законопроектом предлагается:

  • дополнить часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации новым пунктом 4.6, согласно которому к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме будет отнесено принятие решения об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из фактического расчета за оказанную услугу в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»,
  • дополнить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации положением, предполагающим возможность определения объема потребляемых коммунальных услуг, используемого при расчете размера платы за коммунальные услуги, не только исходя из показаний приборов учета или нормативов потребления коммунальных услуг, но также исходя из фактического расчета за оказанную услугу в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»,
  • дополнить статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 11.2, предусматривающей обязательность для организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО исходя из фактического расчета за оказанную услугу в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме,
  • дополнить статью 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» пунктом 4.1, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении многоквартирного дома, общее собрание собственников которого приняло решение об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из расчета за фактически оказанную услугу, заключается на основании заявки уполномоченного лица, которая должна содержать сведения об объеме контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах сбора твердых коммунальных отходов, и графика вывоза ТКО.

Внесение изменений позволит исключить случаи применения нормативов накопления ТКО в тех многоквартирных домах, в которых их применение ведет к необоснованному завышению размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, создаст необходимые правовые гарантии соблюдения прав и законных интересов граждан.

С использованием duma.gov.ru

28.10.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО