12 февраля 2019 года на рассмотрение Госдумы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Реализация норм законопроекта, в частности, позволит субъектам России осуществлять деятельность по развитию дорожной инфраструктуры и дорожного сервиса в рамках государственно-частного партнерства.

В соответствии с пояснительной запиской к документу, частью 10 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Стоимость строительства вышеуказанных элементов автомобильных дорог достаточно высока. Так, минимальная стоимость строительства полосы автодороги протяженностью в 1 км оценивается ориентировочно в 45 млн рублей. В основном реализация проектов в сфере дорожного сервиса осуществляется малым и средним бизнесом. Предприниматели не имеют финансовой возможности вложить денежные средства в строительство подъездов, съездов и примыканий, в результате чего вынуждены закрывать бизнес. Уменьшение объектов дорожного сервиса на некоторых участках дорог приводит к несоблюдению требований обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса.

Согласно статье 13 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, должны принимать меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организовывать их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В документах указано, что механизм участия вышеуказанных органов власти и местного самоуправления в обустройстве дорог отсутствует, что делает обязанность по принятию мер к обустройству дорог объектами дорожного сервиса декларативной.

Законопроектом не предлагается перекладывать обязанность по строительству подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос с владельцев объектов дорожного сервиса на владельцев автомобильных дорог, поскольку каждый предприниматель при выборе бизнеса, которым планирует заниматься, должен оценивать и те затраты, которые ему необходимо произвести.

В то же время законопроектом предлагается закрепить правовую возможность строительства и реконструкции подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных владельцами автомобильной дороги или за их счет в тех случаях, когда необходимо обеспечить автомобильную дорогу объектами дорожного сервиса в соответствии с минимально необходимыми для обслуживания участников дорожного движения требованиями.

Также законопроектом предусмотрено, что порядок строительства и реконструкции элементов автомобильных дорог, необходимых для функционирования объектов дорожного сервиса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, — в отношении автомобильных дорог федерального значения, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации — в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, органами местного самоуправления — в отношении автомобильных дорог местного значения.

Таким образом, законопроект предусматривает только право, а не обязанность владельцев автомобильных дорог осуществлять виды работ, указанные в части 10 статьи 22 Федерального закона № 257-ФЗ.

Принятие законопроекта будет способствовать созданию следующих условий:

— повышение эффективности функционирования автомагистралей,

— инвестирование средств малого и среднего предпринимательства в развитие объектов дорожной инфраструктуры,

— увеличение числа объектов дорожного сервиса, улучшения качества и расширения спектра предоставляемых услуг, обеспечения безопасности их оказания,

— реализация туристического потенциала российских регионов в плане развития как внутреннего, так и въездного туризма.

Реализация проектируемых норм позволит также субъектам Российской Федерации осуществлять деятельность по развитию дорожной инфраструктуры и дорожного сервиса в рамках государственно-частного партнерства.

С использованием sozd.duma.gov.ru