28 ноября 2018 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру опубликовала аналитическую записку Группы Всемирного банка «Зеленое финансирование в России: создание возможностей для зеленых инвестиций». В записке обозначены проблемы, возможности и потенциальные пути мобилизации финансовых средств для экологизации российской экономики, определены институциональные и рыночные препятствия для развития зеленого финансирования в России, а также области для наращивания потенциала финансовой системы в целях мобилизации капитала для зеленых инвестиций.

World BankЗаписка предназначена для широкой группы заинтересованных сторон в России, в особенности для лиц, ответственных за формирование экономической политики, регуляторов в сфере экологии и природных ресурсов, представителей финансового сектора, федерального и региональных правительств, а также частного сектора. Авторы документа полагают, что только согласованная и скоординированная работа всех заинтересованных сторон может привести к развитию рынка зеленого финансирования, функционирующего надлежащим образом, для обеспечения перехода России к более экологичной и устойчивой экономике.

Документ включает 8 разделов. В разделах II и III объясняется, почему России необходима экологизация, и рассказывается об основных экологических проблемах, которые необходимо решить, о политике в области охраны окружающей среды, которую необходимо реализовать, а также о ситуации в этой сфере, сложившейся в мире (Цели в области устойчивого развития и повестка дня в области изменения климата). Раздел IV описывает спрос и предложение на рынке зеленого финансирования в России.

В разделах V и VI рассматриваются глобальные тенденции в области зеленого финансирования, а также представлен обзор зеленых финансовых инструментов. Раздел VI содержит подробное описание тех аспектов, которые делают проект зеленым, а также указывает на риски, связанные с «зеленым камуфляжем». В разделе VII представлен анализ международного опыта развития зеленого финансирования, а также выводы, сделанные по результатам реализации успешной практики, которые могут быть использованы в России для формирования собственной системы: подробно рассматриваются примеры таких стран как Китай, Бразилия и Франция, где был разработан системный подход на государственном уровне к развитию зеленого финансирования, который предусматривает стимулирование участников рынка к «озеленению» финансовой системы и к оказанию содействия в переходе к зеленой экономике. Заключительный раздел VIII содержит рекомендации и описывает дальнейшие действия для развития зеленого финансирования в России.

В частности, в аналитической записке отмечается, что во всем мире мобилизация средств, необходимых для финансирования устойчивого зеленого экономического роста, значительная часть которых, как ожидается, будет привлечена из частного сектора, требует реорганизации основных частей финансовой системы, а также определения и установления новых международных стандартов инвестирования.

Для преобразований, связанных с переходом к зеленой экономике, России потребуются триллионы рублей. Инвестиционные проекты, обладающие потенциалом в части «экологизации» и «декарбонизации» российской экономики, включают проекты в области энергетики, утилизации бытовых отходов, очистки сточных вод, транспорта и строительства, а также крупные многоцелевые проекты в сфере водной инфраструктуры. Согласно оценкам, для перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) потребуется финансирование в размере около 4-8 трлн рублей. Инвестиционный потенциал ряда отраслей промышленности, с учетом положительного экологического эффекта, составляет приблизительно $313 млрд на период с 2016 года по 2030 год. По оценкам правительства, краткосрочный потенциал в части инвестиций с учетом климатических факторов до 2020 года составляет $9,3 млрд в качестве инвестиций в возобновляемые источники энергии и $47 млрд в качестве инвестиций в городскую инфраструктуру, в том числе $6 млрд — в транспорт и $22 млрд — в модернизацию зданий.

В записке отмечается, что, если будут приняты и реализованы поддерживающие меры государственной политики, российская финансовая система сможет предоставлять необходимые ресурсы на реализацию значительного количества экономически обоснованных зеленых проектов. Под управлением институциональных инвесторов, таких как частные пенсионные фонды, находится около 4 трлн руб., при этом объем депозитов физических лиц достиг приблизительно 25 трлн руб.

Постепенное улучшение макроэкономических условий и ситуации в финансовом секторе позволяет создать благоприятную среду для развития зеленого финансирования. Однако для того, чтобы финансовые организации и частные инвесторы участвовали в зеленом финансировании, российским властям необходимо обеспечить наличие благоприятных для этого условий и стимулов.

С полным текстом аналитической записки Группы Всемирного банка «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для зеленых инвестиций» можно ознакомиться здесь.

Ранее Рабочей группой по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance), в т. ч. «зеленого» финансирования, Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России была подготовлена Диагностическая записка «Зеленые финансы: повестка дня для России». В записке проанализированы зеленые тренды в мировой экономике, предпосылки создания рынка зеленых финансов в России, организационно-правовые основы его формирования и развития. Также в документе приведена оценка объема рынка, в том числе составлена экспертная выборка потенциальных эмитентов зеленых облигаций в России. Кроме того, в Диагностической записке разработана дорожная карта развития рынка зеленых финансов в России, которая включает в себя, в частности, задачи по выработке идеологии и консолидированной позиции регуляторов в отношении рынка зеленых финансов на национальном уровне, комплекс мероприятий по созданию единого национального методологического центра в сфере зеленых финансов, создание и утверждение принципов, стандартов и таксономии, формирование системы верификации зеленых инструментов и другие меры.