Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

3 июля 2015 г.

Интегрированные транспортные системы – потенциал развития регионов

2-3 июля 2015 года в Москве прошел Стратегический форум «Транспортные системы России», организатором которого выступила Ассоциация «Центр развития государственно-частного партнерства» при поддержке Министерства транспорта РФ, Государственной компании «Автодор», Правительства Москвы и Торгово-промышленной палаты РФ.

Стратегический форум «Транспортные системы России»Форум прошел под лозунгом «Инвестиции в мобильность и интеграцию». Участники рынка, экспертное сообщество, представители профильных министерств и субъектов РФ обсудили сбалансированное развитие транспортной системы за счет консолидации федеральных, региональных и частных ресурсов с целью создания единой интегрированной транспортной системы РФ, а также обменялись опытом реализации инфраструктурных проектов по строительству федеральных и региональных платных дорог и путепроводов, созданию весогабаритного контроля, фото- и видеофиксации ПДД, систем легкорельсового транспорта и других.

Форум открылся Пленарным заседанием «Интегрированные транспортные системы: консолидация федеральных и региональных ресурсов», модератором которой выступил председатель совета директоров InfraONE, председатель совета партнеров VEGAS LEX Альбер Еганян. В дискуссии приняли участие заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению инфраструктурой «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Евгений Куманцов, заместитель председателя правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию Государственной компании «Автодор» Александр Носов, председатель Правления Ассоциации «Центр развития ГЧП», председатель Комитета ТПП РФ по ГЧП Павел Селезнев, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, глава практики ГЧП в России международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин, начальник управления инфраструктурного финансирования Сбербанка России Андрей Карасев, генеральный директор АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Петр Красиков.

Петр Красиков отметил, что создание железнодорожной, авиационной, автомобильной инфраструктуры необходимо взаимоувязывать для снижения стоимости капитальных затрат и обеспечения основных функций транспорта — скорость и удобство доставки пассажиров.

Роман Старовойт уверен, что инициатором проектов, интегрирующих различные виды транспорта, должен быть субъект РФ. Без прямой заинтересованности руководителя региона такой проект реализовать будет крайне сложно, так как земельно-имущественные вопросы, подключение к инженерной инфраструктуре находятся в прямой зависимости от региона.

Андрей Карасев отметил, что, например, в Московской области легкорельсовый транспорт (ЛРТ) совместно с существующей сетью РЖД может генерить большую эффективность, и позволят перейти на западный тип «деловой» доставки пассажира. Это позволяет развивать близлежащие территории и существенно повышать уровень комфортного проживания в области. Он уверен, что сегодня альтернативные варианты доставки пассажиров, в том числе и в деловых целях должны быть в центре внимания, и это может быть экономически эффективным в случае, если государство вместе с частными партнерами будет заниматься подобными проектами. И спрос на такую услугу несомненно есть.

Участники Пленарного заседания отметили наличие проблемы квалифицированных заказчиков, а реальным ограничением развития инфраструктуры является качество подготовки проектов.

Павел Селезнев привел результаты анализа проектов ГЧП в транспортной инфраструктуре на федеральном уровне. Из существующих 17 проектов, находящихся на разных стадиях реализации, 15 проектов — это строительство/реконструкция автомобильных дорог, один проект в авиационной инфраструктуре и один по объектам взимания платы за пользование автодорожной инфраструктурой. Количество проектов ГЧП в транспортной инфраструктуре на региональном уровне больше — 32 проекта, из которых 23 в автодорожной инфраструктуре, 7 проектов по системе фото-видео фиксации, 2 проекта в авиационной инфраструктуре. Только 4 проекта находятся на стадии эксплуатации и еще 5 на стадии строительства, остальные — в прединвестиционной стадии.

Г-н Селезнев, считает, что принятый 1 июля 2015 года Федеральный закон «О государственно-частном партнeрстве» будет способствовать росту проектов ГЧП в транспортной инфраструктуре как на региональном, так на федеральных уровнях.

Модератором Юридической сессии «Влияние изменений в законодательстве РФ на реализацию проектов ГЧП в сфере транспорта» выступил партнер Hogan Lovells (CIS) Александр Долгов. Партнер, руководитель практики публично-частного партнерства юридической фирмы «Максима Лигал» Владимир Килинкаров, партнер Линклейтерз СНГ Андрей Мурыгин, управляющий директор по правовому структурированию «Автодор-инвест» Денис Патрин, партнер практики инфраструктуры, проектного финансирования и строительства CMS Артем Родин, советник практики ГЧП и инфраструктуры Dentons Илья Скрипников, советник Линклейтерз СНГ Юлия Воскобойникова обсудили влияние принятого Закона о ГЧП на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, последние изменения в Федеральном законе «О концессионных соглашениях», а также развитие инструментария финансирования проектов, в частности инфраструктурных облигаций.

Андрей Мурыгин рассказал об изменениях в законодательстве в части использования инфраструктурных облигаций, которые уже начали работать: введение конструкции специальных проектных обществ СФО для секьюритизации и СОПФ для проектных облигаций, возможность предусмотреть условие об ограничении ответственности размеров обеспечения (limited resourse), особый порядок банкротства СОПФ, учитывающий интересы владельцев облигаций.

Под инфраструктурными облигациями г-н Мурыгин понимает облигации, владельцам которых предоставляются права в отношении самого проекта или поступлений по проекту.

Он отметил, что появился также механизм для специальных проектных компаний — «non petition», который предоставляет возможность ограничить право подачи ходатайства о признании банкротом до погашения облигаций. Применение данной конструкции влияет на получение международного рейтинга проектных облигаций, что в свою очередь отрывает возможность для инвестирования средств пенсионных фондов. Пенсионные фонды — это особая категория инвесторов, для которых «комфортным» продуктом являются не банковские инструменты, а именно облигации.

Панельную дискуссию «Системы обеспечения безопасности на объектах городской транспортной инфраструктуры» модерировал исполнительный директор Ассоциации «Центр развития ГЧП» Максим Ткаченко. Применение механизмов ГЧП при реализации проектов, направленных на создание системы обеспечения безопасности, а также опыт реализации ГЧП проектов, связанных с габаритным контролем, фото- и видеофиксации и организацией системы безопасности на дорогах «Безопасный город» обсудили Дмитрий Гуртов исполнительный директор — директор департамента регионального развития «Ростелеком», старший юрист практики инфраструктуры, энергетики и ГЧП Hogan Lovells Константин Макаревич, директор Департамента комплексных проектов Группы компаний «ЛАНИТ» Виктор Серебряков, заместитель генерального директора IBS Сергей Прошлецов, начальник отдела реализации государственных контрактов и инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства Министерства инвестиционной политики Нижегородской области Игорь Чебанов.

В интерактивном формате прошел инфраструктурный стресс-тест «Платные автодорожные переезды». Заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Вадим Песочинский и консультант Министерства инвестиций и инноваций Московской области Вадим Ротманов рассказали о перспективных планах строительства путепроводов в Московской области на условиях ГЧП (II очередь).

Начальник отдела инвестиционной политики и ГЧП «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Эльмира Ковальчук представила проект строительства автопутепровода в створе а/д д. Старая — д. Кудрово на ж/д перегоне Нева — Заневский Пост (в районе платформы 7 км).

Партнер Capital Legal Services Павел Карпунин, старший юрист Herbert Smith Роман Чураков, советник московского офиса Dentons Илья Скрипников, партнeр EY Алина Заборовская, младший менеджер PricewaterhouseCoopers Russia Ким Галачян, генеральный директор «Транспорт концепт» Владимир Пироженко заслушав информацию о проектах, обратили внимание авторов на слабые стороны проектов, требующих более детальной проработки.

Представители инвесторов, в лице менеджера проектов «АЛОР ИНВЕСТ» Всеволода Виноградова, менеджера проекта «Газпромбанка» Александра Дубинина, начальника отдела подготовки и координации проектов Управления инфраструктурного финансирования Сбербанк CIB Сергея Самолиса, заместителя директора по инвестициям УК «Лидер» Андрея Журавлева отдали предпочтение проекту Московской области.

Панельную дискуссию «Легкорельсовый скоростной транспорт (ЛРТ) — альтернатива или дополнение к существующим видам городского транспорта?» модерировала партнер, руководитель Группы консультирования по управлению строительными проектами КПМГ в России и СНГ Юлия Стефанишина.

Учредитель «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур, партнер Hogan Lovells (CIS) Александр Долгов, партнер Capital Legal Services Павел Карпунин, заместитель Председателя Правительства Ярославской области Михаил Крупин, первый заместитель генерального директора — начальник Управления пассажирского транспорта «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Михаил Курдяев, руководитель проектов легко-рельсового транспорта и городского транспортного планирования АИКОМ Александр Морозов, управляющий директор по правовому структурированию «Автодор-инвест» Денис Патрин, директор филиала A+S в г. Москве Андрей Прохоров, старший вице-президент по инфраструктуре Российского фонда прямых инвестиций Илья Седов, руководитель проекта «Ферменный транспорт» Вячеслав Ушанов обсудили опыт реализации проектов легкорельсового скоростного транспорта, модели привлечения инвестиций для модернизации системы ЛРТ, а также особенности заключения концессионных соглашений на создание систем ЛРТ.

Глава практики ГЧП в России международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин выступил модератором Панельной дискуссии «Платежи пользователей в транспортной сфере: слияние технологий и платежных инструментов». Руководитель научно-технического кластера «Информатизация в транспортной отрасли» Самуил Горелик, менеджер проекта «Газпромбанка» Александр Дубинин, руководитель проектов практики «Инфраструктура» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Николай Захаров, технический директор «ЕТК» Дмитрий Пьянковский, начальник ФКУ «Дороги России» Федерального дорожного агентства Иван Григорович, генеральный директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Советников Александр, Владимир Семенихин обсудили развитие интеллектуальных транспортных систем, среди которых: системы обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, системы контроля доступа к платным дорогам и автомобильным парковкам, системы взимания платы c транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн — данный проект недавно прошел финансовое закрытие и сейчас находится в активной стадии реализации.

В рамках Форума 3 июля 2015 года прошла образовательная программа, посвященная особенностям реализации концессионных проектов в сфере транспортной инфраструктуры.

    06.05.2021
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО