Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

1 июня 2016 г.

Конституционный Суд Р​Ф запретил произвольное повышение платы в системе​ «Платон»

31 мая 2016 года Конституционный Суд РФ принял Постановление по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов Российской Федерации о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам.

Система взимания платы «Платон»Рассмотрев дело, инициированное по запросу группы депутатов Государственной Думы, Конституционный Суд в целом признал нормативное регулирование системы взимания платы «Платон» соответствующей Конституции Российской Федерации, но при этом сделал ряд существенных замечаний. В частности,​ запрещено произвольн​о​е повышение платы в системе «Платон», изменение или отмена действующих снижающих ее размер коэффициентов.

Конституционный Суд исходил из того, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, что не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя их износ. Данный подход широко применяется и за рубежом.

Конституционный Суд не согласился с позицией заявителей, признав допустимым решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам некоторых государственных правомочий. При этом предписано в разумные сроки законодательно установить порядок определения оператора системы «Платон» и критерии, которым он должен соответствовать. Предписания, наделяющие оператора системы нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования​,​ признаны противоречащими Конституции. Правительство РФ обязано внести изменения в соответствующие правовые акты.

В Постановлении также подчеркивается, что штрафы за нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами​,​ не могут налагаться в отсутствие вины плательщиков, которые вправе доказать, что наличие формальных признаков нарушения вызвано независящими от н​их​ обстоятельствами, например, дорожной обстановкой или состоянием транспортной инфраструктуры. Оператор системы «Платон» не вправе непосредственно применять к плательщикам никаких принудительных мер.

По мнению Суда, взимаемая с большегрузных автомобилей плата за пользование федеральными трассами не обладает характеристиками налога и не влечет двойного обложения при одновременном взимании транспортного налога и акцизов на топливо. Одновременно Конституционный Суд указал на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок обязательными платежами схожего назначения.

Внеся в Государственную Думу законопроект о зачете суммы платы в системе «Платон» при расчете транспортного налога, Правительство РФ уже признало необходимость снижения финансовой нагрузки на владельцев большегрузных автомобилей. Конституционный Суд не допускает возможности произвольного отказа от этих мер или прекращения их действия, даже если изначально они носили временный характер.

Проект ​«Системы взимания платы​ с большгрузных автомобилей​ «Платон» ​включен ​в​ Базу данных и ​ систему ​мониторинга​ реализации концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-СТО db.investinfra.ru

    05.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО