3 февраля 2019 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) опубликовала экспертную статью директора регионального оператора по обращению с ТКО Саратовской области филиала АО «Управление отходами» в г. Саратове Михаила Андреева — «Создание единой правоприменительной практики в сфере обращения с отходами будет способствовать развитию отрасли в России». В статье отмечается необходимость выработки единообразных подходов к деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, что будет способствовать минимизации финансовых рисков инвесторов и формированию прозрачной системы обращения с отходами.

Михаил Андреев считает, что вопросы ответственности региональных операторов за каждый этап деятельности отрасли обращения с отходами должны четко разграничиваться в рамках правоприменительной практики. Практика применения существующих регулятивных документов показывает, что дальнейшее развитие нормотворчества необходимо в целях приведения в единообразие принимаемых регулирующими и надзорными органами решений. Это особенно актуально для регионов, где реализуются концессионные проекты по созданию и эксплуатации систем коммунальной структуры по обращению с ТКО, аналогичных объектам, построенным АО «Управление отходами» в Саратовской области.

В настоящий момент институт региональных операторов по обращению с ТКО не имеет наработанной практики работы, отсутствие которой является значимым фактором при оценке рисков инвестора. Если учесть функции и задачи региональных операторов, их ответственность за процесс экологически безопасных обработки и захоронения ТКО, то возникает необходимость создания или глубокой модернизации объектов коммунальной инфраструктуры по обращению с ТКО. Существенные инвестиции необходимо привлекать и в сегмент вывоза. Если региональный оператор привлекает в сегмент вывоза ТКО соисполнителей в виде мусоровывозящих организаций, то у них в свою очередь возникает задача инвестирования в закупку спецтехники и контейнерного парка со сроком возврата первоначально привлеченных инвестиций не более 5 лет.

При этом региональный оператор, взымающий плату с потребителей коммунальной услуги, генерирует основные финансовые риски и для предприятий обработки ТКО, и для операторов вывозящего сегмента. Существование понятной и предсказуемой правоприменительной практики позволит снизить риски для инвесторов, сделают максимально прозрачными для партнеров и населения принципы каждом этапе. Для инвесторов появится единый стандарт оценки процессов деятельности региональных операторов. С учетом региональных аспектов это даст возможность принимать на себя дополнительные гарантии каждому участнику отрасли.

Разграничение ответственности устанавливается действующим законодательством и заключенными с концедентами соглашениями. Опыт Саратовской области показал, что до момента начала деятельности регионального оператора требовалось уточнить ряд вопросов, касающихся разделения зоны ответственности каждой стороной, публичного закрепления принятых решений, и доведения до сведения населения соответствующей информации. В Саратовской области используется модель, при которой сбор и транспортирование ТКО осуществляется операторами, отобранными в рамках аукционных процедур. В договорах предусмотрена ответственность операторов перед региональным оператором за нарушение при выполнении обязанностей. Положения договоров с операторами дополняют действующий порядок оказания коммунальной услуги по вывозу отходов, но в силу закона вся ответственность за каждое нарушение ложится на регионального оператора.

Ранее компании АО «Управление отходами» был присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Саратовской области (Зона деятельности 1) на основании результатов конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года. Для реализации полномочий регионального оператора обществом образовано подразделение — филиал «Управления отходами» региональный оператор Саратовской области. Зона деятельности регионального оператора включает в себя город Саратов, а также районы Левобережья, Вольский и Хвалынский.

Подробнее — в экспертной статье Михаила Андреева «Создание единой правоприменительной практики в сфере обращения с отходами будет способствовать развитию отрасли в России»