Основываясь на опыте строительства и эксплуатации первой платной автодороги в России, построенной по концессии - «Нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск», а также примерах реализации концессионных автодорожных проектов за рубежом, директор АО «Главная дорога», АО «Новая концессионная компания» Михаил Плахов считает, что инфраструктурные проекты в сфере автодорожного строительства – являются одним из драйверов экономического развития страны.

Опыт реализации первой федеральной концессии – платного участка трассы М1 «Москва - Минск» в объезд подмосковного Одинцова

В 2009 году между Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта России «Росавтодор» и компанией «Главная дорога» было подписано концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации на платной основе «Нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск». Строительство дороги началось в 2010 году. В феврале 2015 года платная дорога протяженностью 18,5 км была введена в полном объеме в эксплуатацию на срок до 2042 года.

При проектировании и строительстве автомобильной дороги активно применялись передовые технические решения и материалы, доказавшие свою надежность на примере проектов в ведущих европейских странах. Например, устройство ездового полотна искусственных сооружений по немецким стандартам с применением сверхпрочной полиуретановой гидроизоляции и литого асфальтобетона гарантирует, по опыту европейских строителей, увеличение межремонтного срока в несколько раз. Кроме того, на всем протяжении дороги используются эффективные системы водоотведения (ливневая канализация Pipe-Life из композитных материалов), производимые в России по немецким технологиям. Все поверхностные стоки с дорожного полотна предварительно проходят через локальные очистные сооружения, которые обеспечивают очистку дождевых и талых вод на 50-70%. При строительстве применены повсеместная стабилизация грунта в выемках, армирующие геоматериалы в основании насыпи и в дорожной одежде, армогрунтовые насыпи «Террамеш» и подпорные стены из габионов, полимер-битумные вяжущие в верхнем и в нижнем слоях дорожной одежды, сертифицированные в Германии. Не лишни отметить и использование трёхмерного моделирования при проектировании, и разработку прогноза траффика с использованием немецкой технологии PTV Vision, и использование GPS оборудования в управлении строительными машинами.

Технология NON-STOP – новый для России процесс взимания платы на дорогах. Преимущество технологии безостановочного проезда состоит в том, что в данном случае минимизируется человеческий фактор в процессе оплаты, оплата осуществляется при помощи Транспондера, увеличивается скорость прохождения транспортного средства через Пункт взимания платы (ПВП) и, как следствие, снижается вероятность заторов на полосе и увеличивается пропускная способность ПВП. В декабре 2017 года все операторы платных дорог России подписали дополнительное соглашение о вступлении в силу соглашения о межоператорском взаимодействии, согласно которому с 15 января 2018 года транспондерами всех операторов платных дорог можно будет расплатиться на Северном обходе г. Одинцова. Также в 2017 году была внедрена технология NFC (Near Field Communication) в систему оплаты проезда. Автомобилисты могут оплачивать проезд по «Северному обходу Одинцова» смартфоном, smart-часами или другими девайсами, поддерживающими Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay. Кроме того, с октября 2017 года улучшились условия использования транспондеров «Главная дорога» для оплаты проезда по трассе «Северный обход Одинцова».

Для финансирования первой федеральной концессии – платного участка трассы М1 «Москва - Минск» в объезд подмосковного Одинцова АО «Главная дорога» выпустило облигации на общую сумму 17,8 млрд руб. Концессионные облигации позволяют аккумулировать средства институциональных инвесторов, в первую очередь, негосударственных пенсионных фондов для финансирования проектов экономической и социальной инфраструктуры.

Участие зарубежных пенсионных фондов в проектах в сфере автодорожной инфраструктуры

В последние несколько лет пенсионные фонды по всему миру проявляют активный интерес к активам в сфере автодорожной инфраструктуры. В частности, в 2015 году состоялась одна из самых крупных сделок в сфере автодорожной инфраструктуры с участием средств пенсионных фондов: крупнейшая австралийская управляющая компания пенсионных фондов IFM Investors приобрела концессионера автодороги в штате Индиана США - Indiana Toll Road ITR ConcessionCompany (ITRCC) за $5,2 млрд. ITRCC владеет эксклюзивным правом сбора платы за пользование дорогой вплоть до 2069 года. Согласно условиям сделки IFM Investors обязуются инвестировать $600 млн в развитие автодороги в первые 9 лет управления.

В 2016 году IFM Investors продала долю в размере 10% в ITRCC Пенсионному фонду государственных служащих Калифорнии (CalPERS). Это стало первой инвестиций CalPERS в дорожную инфраструктуру США, а в 2017 году IFM Investors успешно разместила среди частных инвесторов облигации на сумму $850 млн в целях сбора средств для частичного рефинансирования долговых обязательств по приобретению ITRCC. Размещение облигаций было проведено среди почти 20 институциональных инвесторов, преимущественно пенсионных фондов и страховых компаний США, а также других стран.

Дорога Indiana Toll Road построена в США в 50-х годах. Ее длина составляет 251,5 км. Трасса пролегает от Чикаго через весь штат Индиана до автомагистрали Ohio Turnpike, ее также называют Главная улица Среднего Запада, поскольку она является важнейшей частью транспортно-логистических сетей на Среднем Западе и северо-востоке США.

Мост Skyway Toll Bridge, также известный как «Skyway», длиной 7,8 мили, соединяющий Indiana Toll Road с автомагистралью Dan Ryan на южной стороне Чикаго, также является платной дорогой, которая в 2016 году обратила на себя внимание пенсионных фондов из Канады. Консорциум, состоящий из управляющей компании канадского пенсионного фонда CPPIB (Canada Pension Plan Investment Board), инфраструктурной инвестиционной компании OMERS Infrastructure и Пенсионного фонда учителей Онтарио (Ontario Teachers' Pension Plan), приобрел компанию Skyway Concession Company LLC (SCC) за $2,8 млрд. SCC управляет, эксплуатирует и обслуживает платную дорогу Chicago Skyway (Skyway) на условиях концессионного соглашения, которое продлится до 2104 года.

Кроме того, в 2017 году компания IFM Investors приобрела компанию OHL Concesiones, S.A.U., реализующую транспортные концессии в разных странах мира, сумма данной сделки составила €2,8 млрд.  OHL Concesiones работает в рамках 20 концессионных соглашений, 15 из которых заключены в отношении платных автомобильных дорог в Испании, Мексике, Чили, Колумбии и Перу. Общая длина дорог превышает 1000 км.

В 2017 году один из крупнейших пенсионных фондов мира – ABP (Нидерланды) стал собственником крупного пакета дорожных активов на территории Европейского союза, в число которых вошли, например, проект Northern Ireland DBFO 2 – ключевой проект в рамках инвестиционной стратегии Северной Ирландии, направленной на улучшение дорожного сообщения. Проектом предусмотрен 30-летний контракт стоимостью £250 млн на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию стратегически значимых дорог в Северной Ирландии. Кроме того, в пакет активов вошел разводной мост в Дублине (Ирландия) East-Link– первый платный автодорожный объект в Ирландии – разводной мост в Дублине, на реке Liffey.

Помимо этого, в прошедшем году APB совместно с Arcus Infrastructure Partners приобрел 85% платной дороги A1 Motorway (North) в Польше. Данная дорога является частью инфраструктурного проекта Автострада А1 («Янтарная автострада») – автомагистраль, пролегающая с севера на юг Польши.  Общая планируемая длина автомагистрали составляет 565,1 км.  Концессионное соглашение по реализации данного проекта было заключено в 2004 году с компанией Gdańsk TransportCompany (GTC, AmberOne) по заказу министра транспорта Польши. Срок действия концессионного соглашения истекает в 2039 году.

Экспертный Интернет-журнал «Концессии и инфраструктурные инвестиции» www.investinfra.ru