Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

16 октября 2019 г.

Минприроды России подготовило разъяснения в сфере регулирования деятельности в области обращения с ТКО

В октябре 2019 года Минприроды России подготовило и отправило в региональные органы власти разъяснения по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Разъяснения даны в связи с неоднократным поступлением обращений и охватывают наиболее спорные аспекты практической реализации реформы в сфере обращения с отходами.

В разъяснениях, в частности, отмечается, что к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.

В документе подчеркивается, что растительные отходы, образованные  при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене. Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также  учтены в нормативах накопления ТКО.

В разъяснениях также подчеркивается, что крупногабаритные отходы - это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Потребители, то есть собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Способы складирования КГО:

1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках,

2. На специальных площадках для складирования КГО.

КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу   региональным   оператором   в   рамках    установленного   единого    тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Также в документе указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ uенообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 .

Таким образом, уборка мест погрузки ТКО - действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора. При этом обязанность   по   созданию   и   содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных  площадок,  расположенных на   земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до  мест  накопления  ТКО,  контейнерных   площадок,   входит   в  состав   платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения.

С полной версией документа Минприроды России можно ознакомиться здесь.

10.08.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО