Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

20 мая 2019 г.

Минприроды России разрешило использовать нелицензированные объекты размещения ТКО еще несколько лет

20 мая 2019 года опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов». Согласно документу, субъекты РФ смогут начать формировать собственные реестры объектов размещения ТКО, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, — это чаще всего незаконные, но используемые полигоны захоронения отходов. Минприроды России по результатам проверки и акту осмотра, представленного Росприроднадзором, будет выдавать заключение или отказ в выдаче заключения о возможности использования таких объектов.

Министерство природных ресурсов и экологииДокумент устанавливает порядок включения объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в так называемый перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и порядок выдачи заключения о возможности использования объекта.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют в собственности земельный участок, расположенный в границах объекта, и которые планируют осуществлять деятельность на объекте, должны направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заявление о включении объекта в Перечень по форме, которая установлена приложением № 2 к изданному приказу. К заявлению необходимо будет приложить оригиналы и заверенные копии 9 документов, содержащих полную информацию об объекте, например, о расположении объекта вне границ водоохранной зоны водного объекта и о расположении объекта вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В документе определены сроки, в которые данные процессы должны быть осуществлены.

При получении заключения Минприроды России о возможности использования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 7 рабочих дней принимает решение о включении объекта в Перечень. Если Минприроды России делает заключение о невозможности использования объектов, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об отказе во включении объекта в Перечень.

В оценке объекта будет принимать участие и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В течение 7 рабочих дней с даты получения заявления о включении объектов в перечень и комплекта документов ведомство издает приказ о проведении осмотра объекта, который должен быть проведен в течение 20 рабочих дней. По результату осмотра объекта составляется акт осмотра. Акт осмотра направляется Росприроднадзором в Минприроды России в течение 3 рабочих дней после его составления.

Минприроды России по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к заявлению документов и акта осмотра, представленного Росприроднадзором, выдает заключение или отказ в выдачи заключения о возможности использования объекта.

После принятия решения о включении объекта в Перечень информация об указанном объекте вносится в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Напомним, реформа обращения с ТКО должна была начаться на территории всей страны с 1 января 2019 года. При этом 25 декабря 2018 года Президент России подписал Федеральный закон № 483-ФЗ«О внесении изменений в статью 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», позволяющий субъектам РФ постепенно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя переход на новую систему был отложен на несколько лет. Данным законом до 1 января 2023 года предусматривается возможность использования существующих объектов размещения твердых коммунальных отходов, не имеющих предусмотренной законодательством Российской Федерации документации, без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I — IV классов опасности при условии получения соответствующего заключения Минприроды России и включения этих объектов в территориальную схему обращения с отходами.

В конце декабря 2018 года в Общественной палате РФ прошло экстренное совещание на тему: «Реформа обращения с отходами — 2019», посвященное обсуждению принятого Госдумой законопроекта, смягчающего переход к новой системе обращения с отходами. Основной темой встречи стало обсуждение законопроекта «О внесении изменения в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В рамках реформы необходимо создавать сотни объектов инфраструктуры, в том числе высокотехнологичные, без создания которых в России будет невозможно создание системы экологически безопасного захоронения мусора. Именно поэтому Общественная палата России выразила обеспокоенность ситуацией, которая может сложиться в 2019 году в связи с новыми законодательными изменениями.

В ходе совещания состоялась презентация аналитического Доклада по результатам независимого мониторинга 2016–2018 годов «Формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в субъектах Российской Федерации», подготовленного Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру. Доклад объединяет качественные и количественные показатели создания новой системы обращения с отходами в России.

По оценкам экспертов НАКДИ, опубликованный и вступивший в силу Приказ Минприроды России замедлит развитие реформы обращения с отходами на территории страны, так как приведет не только к легализации существующих нелицензированных объектов захоронения отходов, ресурс которых давно исчерпан, но и может серьезно осложнить «приток» в отрасль частных инвестиций. Частая смена правил игры во вновь формирующейся сфере обращения с отходами является одним из самых высоких рисков для инвесторов, а создание новой отрасли в стране на данном этапе без серьезных инвестиций невозможно.

С использованием publication.pravo.gov.ru

    11.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО