Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

5 марта 2020 г.

Минприроды России уточняет особенности реализации расширенной ответственности производителей

4 марта 2020 года началась антикоррупционная экспертиза проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленного на совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. Законопроект подготовлен Минприроды России.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что институт расширенной ответственности производителей (РОП) осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». Институт РОП предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством России нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства, перечень которых установлен Правительством России.

Согласно действующему законодательству, обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется:

  • непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров,
  • путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов, за исключением ТКО,
  • путем поручения обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров (ОИТ) ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации или ППК «Российский экологический оператор»,
  • путем уплаты экологического сбора.

По экспертной оценке, в России свыше 250 тыс. предприятий осуществляют производство и импорт товаров и упаковки. Вместе с тем, в 2016 году представили отчетность о выполнении нормативов утилизации ОИТ только 10 195 производителей и импортеров, в 2017 году – 13 190, в 2018 году – 12 844, в 2019 году – 15175.

У Росприроднадзора отсутствуют инструменты выявления субъектов РОП. Представление отчетности субъектами РОП носит заявительный характер, в связи с чем, Росприроднадзор не располагает сведениями обо всех производителях и импортерах товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Эта проблема не решается и введением возможности наложения административного штрафа за непредставление или несвоевременное представление отчетности.

По официальным данным Росприроднадзора сумма экологического сбора составила: в 2016 год – 1,334 млрд. руб., в 2017 году – 2,588 млрд. руб., в 2018 году – 2,237 млрд. руб., в 2019 году – 2,466 млрд. руб. При этом выполнение норматива утилизации практически по всем группам товаров не обеспечивается всеми субъектами РОП. На основании данных Росстата по объемам производства продукции (без упаковки) сумма экологического сбора при установленных нормативах утилизации ориентировочно должна составить 20 млрд рублей. Таким образом, в существующем состоянии институт РОП в полной мере не решает поставленные перед ним задачи.

В этой связи, законопроектом предлагается институт реализации РОП обеспечивать только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров, включая разработку проектно-сметной документации, а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров планируется осуществлять российским экологическим оператором путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО), в том числе в целях сбора, транспортирования и обработки отходов от использования товаров.

Также обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию Российской Федерации. При этом для производителей товаров и упаковки на территории Российской Федерации обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

За производство или ввоз упаковки предлагается взимать экологический сбор, как за готовый товар. При этом, в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство упаковки товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт упаковки товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществили инвестиции в строительство объектов обработки и объектов утилизации отходов от использования товаров, приобретение оборудования, предназначенного для сбора и транспортирования отходов от использования товаров до вступления в силу настоящего Федерального закона, таким лицам предоставляется право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2021 год на величину указанных инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2021 год.

С использованием regulation.gov.ru

14.04.2021
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО