Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

15 февраля 2019 г.

Минпромторг России в 2019 году внедрит механизм субсидирования облигаций под реализацию зеленых проектов

15 февраля 2019 года продолжилась работа Российского инвестиционного форума в Сочи. Основными темами в рамках деловой программы заключительного дня форума стали вопросы формирования в России рынка зеленых финансов и ответственного инвестирования, устойчивой модернизации инфраструктурных объектов, особенностей учета климатических рисков при принятии инвестиционных решений, а также стратегического планирования развития национального транспортного сектора.

Сессия «Зеленое» финансирование: развивая рынок ответственных инвестиций»

15 февраля 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума состоялась сессия «Зеленое» финансирование: развивая рынок ответственных инвестиций». Участники отметили, что основная цель формирования зеленой финансовой системы — создание институциональной среды, в которой происходит объединение государственного и частного финансирования, направленного в зеленые отрасли, а также эффективный контроль над инвестициями в проекты с высоким уровнем риска негативного воздействия на окружающую среду. Формирование и развитие системы зеленого финансирования рассматривается в настоящее время как составная часть национальной стратегии развития, в частности при реализации национальных проектов, при внедрении предприятиями промышленности наилучших доступных технологий. Одновременно, цели устойчивого развития, ответственное финансирование активно включены в международную повестку, включая G20.

Руководитель рабочей группы по экологии Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов отметил, что потенциал рынка зеленых финансов в России недооценен, при этом важность тематики обусловлена рядом глобальных и национальных вызовов, стоящих перед страной. Среди внутренних задач наиболее значимыми являются цели, обозначенные Президентом России в национальном проекте «Экология». Реализация мероприятий нацпроекта должна вывести российскую экономику на принципиально новый уровень, повысить устойчивость и экологичность основных отраслей. Внешние вызовы связаны с возможными ограничениями на международном уровне для компаний, занятых в «грязных» отраслях экономики

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков рассказал, что в 2019 году в России будет запущен механизм субсидирования зеленых облигаций, в рамках которого предусмотрена компенсация 0,7% базовой ставки по купонному доходу. В Минпромторге России на эти цели выделено порядка 9,3 млрд рублей на трехлетний период. По его словам, это один из первых реальных шагов со стороны государства в целях развития в России рынка ответственных инвестиций. Также Василий Осьмаков акцентировал внимание на том, что формирование полноценного рынка зеленых финансов возможно только в тесном взаимодействии всех регуляторов и представителей бизнеса. Только такой подход позволит охватить все аспекты нового рынка и исключит разрозненность в действиях его участников.

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов обратил внимание участников сессии на то, что необходим комплексный подход к формированию рынка зеленых облигаций, который будет учитывать поддержку не только эмитентов облигаций, но и инвесторов. Защита инвесторов, принимающих участие в развитии экологических проектов, должна быть проработана максимально тщательно и взвешенно. Глава структурирования инструментов зеленого финансирования Societe Generale Group Сандрин Ангуар отметила важность международного взаимодействия при построении рынка ответственного инвестирования. Опыт стран, где в настоящее время уже успешно отработаны многие механизмы и принципы, должен быть переработан и внедрен с учетом российской специфики. Директор департамента стратегического развития финансового рынка Центрального банка Российской Федерации Владимир Таможников считает важным создание в России национального методологического центра в сфере зеленых финансов, а также разработку системы верификации.

Член правления — управляющий директор по фондовому рынку ПАО Московская биржа Анна Кузнецова рассказала о том, что в настоящее время на Московской бирже идет формирование секции зеленых или устойчивых инвестиций — окончательное наименование секции еще не определено. Ее открытие запланировано в 2019 году. Анна Кузнецова обратила внимание, что инвестирование в зеленые облигации — это сознательный и правильный выбор инвесторов, в связи с чем государство должно тщательно продумать механизмы их поддержки.

Руководитель дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования ПАО Сбербанк Всеволод Гаврилов отметил, что 14 февраля 2019 года Сбербанк, Правительство Омской области и ЗАО «Лидер» подписали меморандум о сотрудничестве в сфере общественного транспорта в рамках Федерального проекта «Чистый воздух». Стороны намерены реализовать инвестиционный проект на основе государственно-частного партнерства в целях повышения общей и экологической эффективности общественного транспорта. При этом участники рынка испытывают затруднения при управлении рисками подобных проектов: когда инвестор ставит перед собой вопрос достижения экологического показателя, это меняет структуру затрат и структуру выручки.

Сессия «Экономика vs. климат. Уроки адаптации»

15 февраля 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума состоялась сессия «Экономика vs. климат. Уроки адаптации», на которой было отмечено, что человечество стоит перед необходимостью адаптации к изменениям климата. Советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев рассказал, что независимо от того, антропогенный либо естественный характер имеют изменения, но изменения климата имеют место быть.

По мнению собравшихся, адаптация к изменениям климата — главный вызов для всех жителей планеты. Климат потеплеет на 4-5 градусов до конца века, что является не эволюционным процессом, а представляет собой глобальный катаклизм. Глобальное потепление представляет угрозу для экономики и безопасности. При этом климатические изменения находятся на периферии общественного внимания, а экономические решения не учитывают аспекты потепления.

Для решения данных задач необходимо изменение регулирования с учетом климатических рисков, повышение объемов инвестиций в энергоэффективные и экологически чистые технологии. В частности, участники отметили, что «зеленое» финансирование растет более чем на 10% каждый год и в настоящее время составляет $600 млрд в год. Но $600 млрд в год — недостаточно, должно быть в 10 раз больше.

Важную роль играет совместная работа государства и бизнеса над климатическими решениями. Государство должно проводить политику поощрения таких действий, которые будут обеспечивать справедливое отношение к использованию природных ресурсов, в том числе к сокращению парниковых выбросов.

Сессия «Экономика городского комфорта»

В рамках форума состоялась сессия «Экономика городского комфорта», в ходе которой Председатель Правительства России Дмитрий Медведев отметил, что во всех регионах России быть устроено комфортное жизненное пространство. Эта задача стоит столь же остро, как и вопросы создания социальных объектов, в частности, в сферах образования и здравоохранения. Этим запросам отвечает реализация федерального проекта «Комфортная городская среда». Мероприятия, которые присутствуют в этом проекте, в основной своей массе связаны с благоустройством. В планах — поднять индекс городской среды на 30%, количество городов с неблагоприятной городской средой должно уменьшиться вдвое.

По словам председателя Государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ» Игоря Шувалова, развитие городов должно обеспечить развитие всей страны. В настоящее время 75% населения страны живет в городах.

Вопросов развития железнодорожного транспорта коснулся генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, отметивший, что железнодорожный транспорт — это транспорт будущего, это экология, это чистота, это удобство, это Wi-Fi, это возможность работать, это свое пространство для того, чтобы воспользоваться перемещением в городе, это городской транспорт.

Были обозначены основные проблемы в создании городской среды: отсутствие опыта для развития комфортного города и недостаточное участие малого бизнеса. Среди механизмов решения: поиск взаимовыгодных форм партнерства местных властей и бизнеса по развитию городской среды, участие населения в жизни городов, создание научно-образовательных центров для привлечения молодых кадров.

Сессия «Развитие электросетевого комплекса субъектов Российской Федерации в эпоху глобальных технологических изменений»

14 февраля 2019 года в ходе Российского инвестиционного форума состоялась сессия «Развитие электросетевого комплекса субъектов Российской Федерации в эпоху глобальных технологических изменений», на которой прошло обсуждение аспектов совершенствования тарифного регулирования.

Было отмечено, что Президент РФ по итогам проведения Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности определил принципы совершенствования тарифной политики: введение «эталонного» принципа формирования тарифов, их установление на долгосрочный период (5-10 лет), переход на регуляторные соглашения и ограничение возможностей региональных регуляторов принимать решения об установлении тарифов выше предельных уровней без согласования ФАС России.

В 2019 году подготовлена база для внедрения эталонов в электросетевом комплексе. С 2020 года планируется запуск пилотных проектов, с 2021 года — внедрение во всех регионах страны. Внедрение эталонов сократит дифференциацию тарифов на передачу электроэнергии, которая в настоящее время достигает до 5 раз, и сделает их более понятными для потребителей.

По мнению участников, еще одним необходимым принципом является долгосрочность. Антимонопольная служба считает, что тарифы должны устанавливаться на срок от 5 до 10 лет по принципу инфляция минус 0,1%. Для успешного применения долгосрочного регулирования необходимо сформировать тарифную базу, которая будет содержать в себе только экономически обоснованные расходы на основе эталонных затрат.

ФАС России разрабатывает программное обеспечение, которое будет проводить автоматический анализ ошибок региональных органов при установлении тарифов. Сфера электроэнергетики имеет огромный потенциал для внедрения цифровых процессов и область тарифного регулирования не является исключением. В настоящее время разрабатываются универсальные электронные шаблоны-таблицы, которые региональные регуляторы будут заполнять в отношении каждой организации. Они будут содержать все цифровые параметры такого тарифного решения. Анализ этих шаблонов будет происходить автоматически на предмет поиска ошибок, потенциальных нарушений или существенных отклонений на этапе до принятия тарифных решений.

Результат будет выглядеть как «светофор». Красный цвет будет означать наличие выявленной грубой ошибки, желтый — существенное отклонение параметра, требующее обязательного обоснования, зеленый — допустимое значение в тарифном решении. Федеральный тарифный «светофор» будет давать четкий сигнал региональным регуляторам относительно соответствия их решений требованиям законодательства. Таким образом, в сферу тарифного регулирования будет внедрен искусственный интеллект.

Сессия «Транспорт России: обеспечение развития магистральной инфраструктуры как основы роста экономики»

В сессии «Транспорт России: обеспечение развития магистральной инфраструктуры как основы роста экономики», прошедшей 14 февраля 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума, приняли участие министр транспорта Евгений Дитрих, председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, представители организаций транспортной отрасли, банковских структур. Модератором выступил вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков.

Глава Минтранса России рассказал об основных параметрах реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) до 2024 года. С точки зрения масштаба, федерального и частного софинансирования Комплексный план сегодня — крупнейший проект, его доля в составе общего объема средств, выделенных на национальные проекты, составляет 20%.

Структура Комплексного плана предполагает сбалансированное развитие всех видов транспорта, определенную конкуренцию между ними. Министр также подчеркнул, что Аналитический центр при Правительстве России выступил основным консультантом и экспертом по формированию КПМИ и создал соответствующую методику ранжирования. Многие из проектов, ранее начавшиеся согласно госпрограмме развития транспортной системы, продолжают реализовываться. Они оценены с точки зрения влияния на результат и будут закончены. Все новые проекты прошли через методику ранжирования, и лучшие из них присутствуют в плане.

Министр подчеркнул, что, как и на 2019 год, вновь начинаемые объекты соответствующего периода будут ежегодно дополнительно рассматриваться с учетом текущей внутренней и внешнеэкономической ситуации по отдельным перевозимым видам грузов. «Какие-то из проектов, ранее запланированные на 2020-2022 годы, будут из этого списка выбывать, какие-то, которые сегодня в конце списка или возникнут вновь, будут в плане появляться. Это работа, которая будет проводиться постоянно», — отметил глава Минтранса.

Он рассказал о планах по реализации конкретных проектов по отраслям транспорта. При этом транспортные проекты, обеспеченные частными инвестициями за счет собственных или привлеченных средств компаний, будут иметь приоритет при включении в транспортную часть Комплексного плана.

Евгений Дитрих также выступил за упрощение и оптимизацию процедур реализации проектов и предложил собрать соответствующие предложения на форуме и структурировать их для дальнейшего законодательного регулирования.

Глава Волгоградской области Андрей Бочаров также поделился своим мнением по вопросу развития магистральной инфраструктуры. В регионе появилась возможность реализовать мечту многих поколений волгоградцев — построить обход вокруг Волгограда протяженностью более 70 километров. По поручению министра у нас создан проектный офис. Необходимость строительства дороги обусловлена тем, что через центр Волгограда проходит транзитный автотранспорт из многих федеральных округов страны. Реализация этого проекта даст толчок развитию Волгоградской области на несколько десятилетий вперед.

С использованием rusinvestforum.org

 
    13.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО