24 Сентября 2019

На площадке Банка России прошла экспертная дискуссия об инфраструктурных фондах как механизме мобилизации частного капитала для реализации нацпроектов

24 сентября 2019 года в рамках заседания Рабочей группы по инфраструктурным фондам Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России прошла экспертная дискуссия «Инфраструктурные фонды как механизм мобилизации частного капитала для реализации национальных проектов в РФ: потребности, перспективы, барьеры». Модератором дискуссии выступила председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик.

В январе 2019 года на очередном заседании Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России было принято решение о формировании при Экспертном совете рабочей группы по развитию инфраструктурных фондов. Среди первоочередных задач Рабочей группы — проект концепции развития инфраструктурных фондов в Российской Федерации. В этой связи для проработки вопроса 24 сентября 2019 года состоялось расширенное заседание Рабочей группы по инфраструктурным фондам Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России в формате экспертной дискуссии по теме «Инфраструктурные фонды как механизм мобилизации частного капитала для реализации национальных проектов в РФ: потребности, перспективы, барьеры».

Модератор дискуссии — исполнительный директор НАКДИ, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик рассказала про «вселенную» инфраструктурных фондов за рубежом. Было отмечено, что в мире нет четкой таксономии в сфере инфраструктуры, подходы различаются, но контур подходов достаточно мягкий и условный, в связи с чем идет процесс сближения понятий и предметных областей. За последние 5 лет тема инфраструктуры начала вбирать в себя новые сущности, наряду с классическими сферами, такими как энергия, связь, транспорт, ЖКХ. Среди новых сущностей в мире, к примеру, промышленная инфраструктура, которая при этом не включена в перечень объектов концессионных соглашений, определенных в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Светлана Бик подчеркнула, что реализация национальных проектов в России оценивается в 25,7 трлн рублей. Порядка 20 трлн рублей должно быть направлено на развитие инфраструктуры, из которых, по экспертной оценке НАКДИ, необходимо привлечение 7 трлн рублей частных инвестиций. Было приведено сравнение оценки в потребностях в финансировании инфраструктуры, заложенной в национальных проектах с экспертным мнением аналитической службы G-20 в сфере инфраструктуры Global Infrastructure Outlook: международная оценка финансирования в 2 раза превышает сумму, озвученную в нацпроектах.

По мнению Светланы Бик, основной механизм привлечения частных инвестиций в инфраструктуру — развитие негосударственных фондов частного капитала. Крупнейшими стратегическими инвесторами инфраструктурных фондов выступают пенсионные и суверенные фонды, страховые компании.

Трендом 21 века стали зеленые инфраструктурные фонды: в настоящее время в мире насчитывается порядка 500 зеленых фондов с активами $200 млрд, их инвестиции направлены преимущественно в сферу возобновляемой энергетики.

Светлана Бик назвала ТОП-10 управляющих компаний по объему привлеченного капитала в инфраструктурные фонды за 10 лет. Среди них: Macquarie Infrastructure and Real Assets, Global Infrastructure Partners, Brookfield Asset Management, BlackRock, Energy Capital Partners, Stonepeak Infrastructure Partners, EIG Global Energy Partners, KKR, I Squared Capital, Alinda Capital Partners. было отмечено, что наряду с классическими управляющими компаниями – money managers – за последние 10 лет на глобальном рынке сформировался отдельный класс инфраструктурных управляющих компаний – infrastructure assets managers.

Председатель Совета директоров ООО «ИНФРАКАП» Александр Баженов рассказал об ожиданиях, целях, задачах и мероприятиях для развития деятельности инвестиционных фондов по акционерному и долговому финансированию подготовки и реализации инфраструктурных проектов. Было отмечено, что для того, чтобы удовлетворить спрос в финансировании инфраструктуры в России на ее развитие необходимо направлять порядка 10-15% от прироста финансового сектора.

Александр Баженов подчеркнул, что в настоящее время в России единственный тип инвесторов, которые могут активно «играть» на рынке инфраструктурных инвестиций — банки. В России существует успешный пример развития рынка долгосрочного финансирования — это рынок ипотечного кредитования, который был запущен в России в 2007 году и в настоящее время представляет собой отработанный механизм. Сам процесс запуска большого проекта финансирования в сфере недвижимости, по мнению Александра Баженова, незначительно отличается от того, что возможно запустить в инфраструктуре.

Среди основных рисков инвестиций в инфраструктуру сами инвесторы называют: политические риски на уровне регионов и муниципалитетов, риск задержки строительства, сложность анализа, длительность процедур и т.д.

Председатель Совета директоров Группы «ВИС» Игорь Снегуров отметил, в рамках национальных проектов потребность в обновлении инфраструктуры оценивается в 26,6 трлн рублей, из которых бюджетные источники финансирования составляют 19,1 млрд рублей или 70%, а внебюджетные — 7,5 трлн рублей.

Внебюджетные инвестиции, привлеченные Группой «ВИС» в национальные проекты, в настоящее время превышают 200 млрд рублей, инвестиционный портфель включает следующие проекты: автомагистраль «Обход Хабаровска», автомагистраль «Виноградово — Болтино — Тарасовка», мостовой переход через р. Обь в Новосибирске, мостовой переход через Калининградский залив, государственная филармония Якутии и Арктический центр эпоса и искусств, сеть поликлиник в Новосибирске, пять школ, пять детских садов, SMART-библиотека и дом культуры в Якутии, современный поликлинический комплекс в Якутске, перинатальный центр в Сургуте, мусоросортировочные комплексы в Новосибирске. Потенциальные внебюджетные инвестиции, привлекаемые Группой «Вис» в национальные проекты, превышает 420 млрд рублей.

Игорь Снегуров обозначил проблемы финансирования инфраструктурных проектов. Среди них: дефицит бюджетных средств, в частности, на региональном уровне, ограниченность свободных средств частных инвесторов, длинные сроки возврата инвестиций в инфраструктурных проектах, отсутствие преференций для инфраструктурных инвесторов, системные регуляторные ограничения.

Генеральный директор АКРА Игорь Зелезецкий отметил, что в России проектное финансирование в его классическом понимании только зарождается. В настоящее время готовится к расширению палитры методологии АКРЫ в сфере проектного финансирования. Впервые упоминание проектного финансирования появилось в методологии структурированного финансирования, где была заложена база для работы с портфелями по проектно-финансовым транзакциям. С 9 сентября 2019 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство проводило обсуждение проекта документа «Методология присвоения кредитных рейтингов эмитентам, инструментам и обязательствам проектного финансирования по национальной шкале для Российской Федерации». В соответствии с проектом, методология АКРА используется для присвоения кредитных рейтингов как транзакциям проектного финансирования, которые полностью подвержены рыночным рискам спроса, объема и др., так и концессионным, ГЧП проектам, в которых вышеуказанные риски в различной степени возложены на государство в лице публичного партнера.

Игорь Зелезецкий также рассказал об проекте онлайн-оценки с использованием ОПОРА (онлайн портала рейтинговой аналитики), разработанного АКРА, который позволяет получить «предварительную» оценку проекта. Онлайн-оценка направлена на увеличение прозрачности области проектного финансирования и привлечения новых участников.

23 сентября 2019 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство присвоило Российской Федерации долгосрочные кредитные рейтинги по международной шкале на уровне A-, прогноз «Стабильный», что стало важным событием для агентства.

Кроме того, организована и функционирует команда зеленого финансирования АКРА и в ближайшее время планируется презентовать методологию оценки в сфере зеленых финансов.

Президент Национального Рейтингового Агентства Виктор Четверяков рассказал о моделях участия и барьерах инвестирования при привлечении активов пенсионных фондов в инфраструктурные проекты. Отметил, что по принципам своего формирования пенсионные фонды подходят для участия в таких проектах, так как они удовлетворяют долгосрочности привлечения средств, принципам риск-менеджмента. Западный опыт показывает, что пенсионные фонды активно и успешно инвестируют в развитие инфраструктурных проектов.

Управляющий директор Рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» Дмитрий Орехов отметил, что роль рейтинговых агентств в обеспечении прозрачности, дополнительной информационной функции для всех участников рынка. Стоимость фонда состоит из двух частей: стоимость самих активов и стоимость самой управляющей компании. Для того, чтобы дать независимую оценку стоимости таких фондов Дмитрий Орехов предлагает выделить показатель эффективности, который в свою очередь должен быть разделен на три части.

Исполнительный директор Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Сергей Камышенко положительно оценил появление новых методик на рынке рейтингования в России. Качественный аналитический продукт — рейтинг — крайне востребован рынком, без него не могут быть приняты серьезные инвестиционные решения. Однако банки имеют свою методологию рейтингования и рейтинги агентств являются для банков одним из факторов принятия решений.

Директор по ГЧП ВЭБ Инфраструктура Кирилл Малютин подчеркнул, что в настоящее время в некоторых качественных проектах инициатор не заинтересован в увеличении своего участия в акционерном финансировании до уровня, необходимого для организации проектного финансирования. Это говорит о том, что если проект появляется на рынке, то банк должен заинтересовать инвестора в том, чтобы принять в нем участие. Соответственно классическое проектное финансирование с соотношением 30/70% не подтверждается на рынке.

    23.10.2019
    Реклама

    Траектория роста

    Зеленые финансы

    Инвестиции в инфраструктуру

    Инвестирование средств НПФ

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Региональные операторы по обращению с ТКО

     ПОДПИСАТЬСЯ

    на информационно-аналитические продукты

    НАКДИ