16 апреля 2019 года на Московской бирже начала работу Отчетная сессия концессионеров-2019 (ОСК-2019). В рамках мероприятия состоялось обсуждение вопросов инвестиционной деятельности организаций, финансирующих крупные инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств на рынке капитала. Ключевыми темами ОСК-2019 стали вопросы финансирования региональных инфраструктурных проектов в контексте реализации национальных приоритетных программ.

Отчетная сессия концессионеров-2019 (ОСК-2019)Организаторами Отчетных сессий концессионеров выступают Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), Московская биржа и экспертный Интернет-журнал «Концессии и инфраструктурные инвестиции» investinfra.ru.

Модератором панельной сессии «Финансовый рынок в контексте национальных проектов: потребности реального сектора, регулирование и условия для инвесторов» выступил председатель Правления НАКДИ Юрий Сизов, который отметил, что в структуре финансирования национальных проектов существенная роль отводится внебюджетным источникам. Общая стоимость реализации нацпроектов до 2024 года оценивается в 25,7 трлн рублей, из которых 13,2 трлн рублей — средства федерального бюджета, 7,5 трлн рублей — внебюджетные источники, 5 трлн — средства региональных бюджетов. Но, по словам Юрия Сизова, для привлечения столь существенных средств со стороны инвесторов необходимо создание соответствующих условий.

Юрий Сизов

Юрий Сизов рассказал, что в 2018 году заключено 59 концессионных соглашений с суммарным объемом инвестиционных обязательств 545,5 млрд рублей — рекордный объем по сравнению с предыдущим годом: в 2017 году совокупный объем инвестиционных обязательств составил 267 млрд рублей. Однако, 60% объема 2018 года приходится на 4 мегапроекта, что говорит о тенденции к укрупнению рынка. Еще один важный тренд 2018 года — существенное увеличение доли федеральных концессий и сокращение доли региональных концессий, особенно муниципальных. При этом в общем объеме проектов резко выросла стоимость транспортных проектов, а стоимость проектов в социальной сфере — существенно снизилась.

Елена ЧайковскаяСоветник первого заместителя председателя Банка России С.А. Швецова Елена Чайковская отметила значимость темы концессий для инфраструктуры России. По ее словам, в мире очевидна тенденция к постоянному прогрессирующему росту инфраструктуры — транспортной, социальной, логистической, к появлению новых видов инфраструктуры, например, цифровой. Развитие данных видов инфраструктуры в нашей стране требует привлечения и участия частных инвесторов. При этом специфика ГЧП заключается не только в структурировании инфраструктурных сделок и в расчете финмоделей, но и присутствии рисков, которые невозможно просчитать на старте долгосрочных проектов. Поэтому в процессе реализации проектов осуществляется постоянная настройка и калибровка механизмов, которая не прекращается в течение всего срока жизни проекта.

В качестве успешного примера реализации концессионного проекта Елена Чайковская назвала строительство платного участка трассы М1 «Москва — Минск» в объезд подмосковного Одинцова. Строительство дороги началось в 2010 году. В феврале 2015 года дорога протяженностью 18,5 км была введена в эксплуатацию и функционирует без ремонтных работ в течение длительного времени.

Денис БуцаевГенеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев отметил комплексный характер работы компании в сфере организации рынка обращения с отходами в России. Одной из главных задач, поставленных в рамках реализации национального проекта «Экология», является существенное увеличение уровня переработки отходов, который в настоящее время находится в России на недопустимо низком уровне. Для решения данной задачи необходима тщательная проработка нормативно-правовой базы, что позволит создать прозрачную правовую среду для инвесторов.

Денис Буцаев отметил, что в настоящее время инвесторы не имеют полной картины того, как организована и работает система обращения с ТКО. Для восполнения данного пробела необходимо организовать централизованную информационную систему, стандартизированную с точки зрения внесения данных. Это позволит участникам рынка пользоваться точными и актуализированными данными, которые также усилят инвестиционную привлекательность отрасли.

Марина СлуцкаяСоветник Министра экономического развития России Марина Слуцкая рассказала о мерах поддержки, которые планируются к принятию в развитии проектного финансирования. В частности, это Фабрика проектного финансирования, над которой министерство работает с 2018 года. В прошлом году был создан регуляторный инструментарий, который позволил осуществить запуск ее механизма. Среди основных особенностей Фабрики проектного финансирования: возможность за счет синдицированного кредита профинансировать проекты сроком до 20 лет на сумму от 3 млрд рублей в приоритетных отраслях — в инфраструктуре, инновациях, промышленности высоких технологий и т.д. Оператором программы выступает ВЭБ.РФ. На текущий момент ВЭБом уже согласовано три проекта на общую сумму порядка 200 млрд рублей, в процессе согласования еще 8 проектов почти на 1 трлн рублей.

В настоящее время Министерство экономического развития России разрабатывает концепцию развития зеленых облигаций в соответствии с потребностями, зафиксированными в национальном проекте «Экология». Марина Слуцкая отметила, что в марте 2018 году при Экспертном совете по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России создана Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance), в т. ч. «зеленого» финансирования, при министерствах и ведомствах организованы специализированные площадки. В этой связи в стране назрела потребность в единой координации деятельности. По словам Марины Слуцкой, для развития рынка зеленых финансов необходим интерес со стороны инвесторов к участию в экологических проектах. В частности, необходимо создание системы стимулов и преимуществ для инвестиций в зеленые проекты, в том числе в социальные проекты. Также был отмечен опыт НАКДИ в методическом сопровождении первого выпуска зеленых облигаций в России.

Юлия БондареваЗаместитель директора Департамента стратегического развития финансового рынка Центрального банка Российской Федерации Юлия Бондарева рассказала, что Банк России в своих ключевых документах уделяет особое внимание поиску инструментов и механизмов, которые бы дали ощутимый результат в развитии инфраструктурных проектов в России. На ближайшие три года запланированы мероприятия по содействию развитию проектного финансирования в рамках Основных направлений развития финансового рынка.

Одной из основных задач Банка России, по словам Юлии Бондаревой, является создание условий, при которых основной объем финансирования инфраструктурных проектов должен осуществляться из внебюджетных источников. Регулятором прорабатываются меры по повышению инвестиционной привлекательности проектов ГЧП в регионах России. В настоящее время Банк России планирует внесение изменений в законодательство, направленных на снятие барьеров при участии в инфраструктурных проектах. Разработка путей преодоления основных барьеров ведется, в том числе, на площадке Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России.

Глеб ШевеленковДиректор департамента долгового рынка Московской биржи Глеб Шевеленков рассказал о создании Сектора устойчивого развития на Московской бирже. Планируется, что сектор будет включать в себя зеленые и социальные облигации. Зеленые облигации направлены на финансирование проектов в сферах возобновляемых источников энергии, предотвращения загрязнения, экологически чистого транспорта и других. Социальные облигации — на финансирование проектов в сферах доступного жилья, школ, больниц, создания новых рабочих мест, продовольственной безопасности и т.д.

Глеб Шевеленков отметил, что концессионные облигации являются наиболее явными кандидатами для включения в сектор устойчивого развития, так как отраслевая направленность большинства концессионных облигаций носит социальную окраску: дорожное строительство, водо- и теплоснабжение, переработка мусора.

Александра ГоловановаРуководитель правового управления блока ГЧП Министерства инвестиций и инноваций Московской области Александра Голованова рассказала о развитии государственно-частного партнерства на территории Московской области. В настоящее время регион входит в ТОП-5 субъектов России по уровню развития ГЧП. Особое внимание в области уделяется задаче сохранения лидирующей позиции в сфере государственно-частного партнерства. В частности, проводится инвентаризация объектов, не вовлеченных в хозяйственный оборот, с целью предложения инвесторам, что ведет к расширению перечня объектов, потенциально подходящих под реализацию посредством ГЧП.

В Московской области осуществляет свою работу проектный офис ГЧП Московской области при Министерстве инвестиций и инноваций Московской области, а также создано АНО «Агентство инвестиционного развития Московской области». Осуществляется структурирование сложных проектов ГЧП. Кроме того, в регионе ведется разработка мер поддержки инвесторов, в том числе введены налоговые льготы, плата концедента при реализации социально-значимых проектов, субсидия на инженерную инфраструктуру, льготное кредитование.

Светлана БикВ рамках Отчетной сессии состоялась кросс-сессия «Платформа проектного финансирования: от «коробки» до «фабрики». Модератором выступила исполнительный директор НАКДИ, председатель Экспертного Совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик, которая подвела основные итоги развития рынка институциональных инвестиций в инфраструктуру России на основе концессии в 2018 году. В частности, доля федеральных проектов в общем объеме рынка в 2018 году по сравнению с 2016-2017 годами выросла вдвое и составила 73%. Также отмечается рост инвестиций в транспортные проекты в целом при увеличении средней стоимости проектов данной сферы в два раза.

Светлана Бик рассказала, что по состоянию на 31 декабря 2018 года в России зарегистрировано 33 выпуска облигаций эмитентов-концессионеров на сумму 100,9 млрд руб. С их помощью профинансировано строительство или модернизация объектов инфраструктуры в различных отраслях: автодороги, аэропорты, системы переработки твердых коммунальных отходов, водоканалы, спортивные объекты. Из 33 зарегистрированных выпусков на бирже обращается 25 выпусков на сумму 78,4 млрд руб.

В 2018 году на рынке концессионных облигаций произошли два знаковых события. В частности, по облигациям серии 01 на сумму 8,5 млрд руб. ООО «Тверская концессионная компания», выпущенным для финансирования строительства Дворца водных видов спорта в Саратове, зафиксирован дефолт по выплате купона, а сама компания-эмитент находится в состоянии банкротства. В октябре 2018 года облигации исключены из раздела «Третий уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО Московская Биржа. Торги данными ценными бумагами прекращены.

Кроме того, в 4 квартале 2018 года компания «Ресурсосбережение ХМАО» осуществила первый в России выпуск зеленых облигаций на сумму 1,1 млрд руб. на основе Green Bond Principle ICMA. Компания получила second opinion от европейского рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH. Облигации размещены для финансирования концессионного проекта по строительству и эксплуатации полигона ТКО в Нефтеюганском районе в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Сергей ЕвдокимовСтарший вице-президент блока «Проекты развития» ВЭБ.РФ Сергей Евдокимов рассказал о роли ВЭБ.РФ в финансировании инфраструктурных проектов. Среди проектов: реконструкция международного аэропорта Пулково, Западный скоростной диаметр, участок 1091,6 км — 1319 км автодороги М-4 Дон, строительство пассажирского терминала в международном аэропорту г. Владивостока, модернизация водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Среди основных функций ВЭБ.РФ выделяются: финансирование стратегически значимых проектов развития, в том числе софинансирование, координация других институтов развития, администратор государственной поддержки, агент государства по специальным поручениям.

Среди основных направлений инвестирования ВЭБ.РФ — магистральная инфраструктура, в том числе автодорожное строительство, морской и речной транспорт, железнодорожная инфраструктура, авиация, производство и передача электроэнергии. Также поддержка экспорта и импортозамещение в химическом и нефтехимическом производстве, сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, производстве машин и оборудования. Кроме того, ВЭБ.РФ инвестирует в развитие городской среды: жилищное строительство, коммунальные услуги, социально-бытовая и технологическая инфраструктура.

Руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ — управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер отметил, что ЗАО «Лидер» является одной из крупнейших управляющих компаний средствами НПФ в России, объем средств под управлением составляет 475 млрд рублей. Компания обладает десятилетним опытом работы на рынке ГЧП, суммарный объем инвестиций по проектам ГЧП составляет 100 млрд рублей. Была отмечена положительная практика организации долгосрочных инвестиций в инфраструктуру с привлечением средств НПФ через механизм концессионных облигаций. В частности, за период с 2009 по 2019 года 12 компаний-концессионеров разместили на Московской бирже 31 выпуск концессионных облигаций суммарным объемом 99 млрд рублей. Наибольшее количество проектов с выпусками концессионных облигаций общим объемом 57 млрд рублей реализуется при поддержке УК «Лидер», среди них: Северный обход Одинцова (объем выпусков облигаций — 18 млрд рублей), коммунальные концессии (15 млрд рублей), концессии по переработке ТКО (11 млрд рублей), создание трамвайной сети в Санкт-Петербурге (11 млрд рублей), спортивная инфраструктура (2 млрд рублей).

Сергей Кербер отметил, что в настоящее время в развитие инфраструктурных проектов в России инвестировано порядка 0,4 трлн рублей частных средств. При этом НПФ и банковский сектор управляют средствами в размере порядка 3 трлн рублей, а общая потребность в финансировании инфраструктуры в России оценивается в 30 трлн рублей.

Управляющий директор Департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства Банка ГПБ (АО) Александр Дубинин отметил, что портфель инфраструктурных проектов Газпромбанка включает 19 проектов общим объемом более 140 млрд рублей. Среди них: строительство платного автомобильного моста через р. Пур в районе Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа, строительство и эксплуатация объектов, используемых для обработки и размещения ТКО в Тюменской области, строительство, реконструкция и эксплуатация аэропортового комплекса в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, строительство ЦКАД-3 и ЦКАД-4, автодорожного обхода Хабаровска, участка автомобильной дороги Сыктывкар -Нарьян-Мар Ямало-Ненецкого автономного округа, создание нового аэропортового комплекса «Платов» в Ростовской области, создание федеральной системы взимания платы с грузовых автомобилей, строительство центров по лечению онкологических заболеваний в городах Балашиха и Подольск Московской области.

Виктор АфонинИсполнительный директор управления инфраструктурного финансирования Сбербанка России Виктор Афонин подробно рассказал о разработанных Сбербанком коробочных решениях в сфере концессионных проектов. В конце 2018 года Сбербанк утвердил коробочные решения по кредитованию концессионных проектов в водоснабжении и водоотведении, а также в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Кредит в соответствии с условиями финансирования концессионных проектов будет предоставляться на срок до 15 лет. Доля средств частного инвестора должна составлять не менее 30% от бюджета проекта, остальные 70% — кредитные средства банка. Реализация проекта проводится через специальную проектную компанию (SPV), залогом являются ее акции, дополнительного внешнего обеспечения не требуется. Ранее Сбербанк разработал и утвердил аналогичные решения в сфере теплоснабжения, образования и гериатрии.

Исполнительный директор Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ-Капитал Александр Романов рассказал об инфраструктурных проектах группы ВТБ. Группа ВТБ является опытным игроком на инфраструктурном рынке России: опыт работы на российском рынке превышает 10 лет, объем привлеченных средств в проекты более $ 100 млрд. Среди проектов: реконструкция аэропорта «Пулково», Западный скоростной диаметр, М-11 «Москва-Санкт-Петербург» (7-8 участок), мосты через реки Кама и Буй (Удмуртия), Уфа М-5 «Урал» (Восточный выезд), перинатальный центр в г. Сургуте.

Александр Романов отметил преимущества ВТБ как инвестора, в частности, гибкость и открытость к инновационным инструментам, универсальность, открытость к сотрудничеству с другими инвесторами и банками, скорость принятия решений и проработки проектов, структурирование финансирования в соответствии с лучшими международными стандартами для обеспечения наилучших условий на рынке и другие.

Иван ЕвстифеевЗаместитель генерального директора НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления Иван Евстифеев рассказал об опыте финансирования развития инфраструктуры, о возможности участия в новых проектах, а также об основных барьерах и ограничениях развития данного типа инвестиций. Активы пенсионного фонда составляют на конец марта 2019 года составили более 560 млрд руб. Региональное присутствие фонда охватывает большинство федеральных округов, он имеет более 50 офисов по всей стране. Фонд обладает самыми высокими рейтингами надежности от ведущих национальных рейтинговых агентств: ruAAА, максимальный (наивысший) уровень финансовой надежности, прогноз «стабильный» от «Эксперт РА» и ААА (максимальная надежность) от Национального рейтингового агентства. В инфраструктурные активы через инструмент концессионных облигаций пенсионный фонд инвестировал более 37 млрд руб.

Иван Евстифеев считает, что для развития рынка необходимы комплексные меры по повышению привлекательности инвестиций в инфраструктурные проекты, формированию достаточной ликвидности и прозрачности ценообразования, а также снятие нормативных ограничений доли концессионных облигаций в портфеле фондов.

В рамках Отчетной сессии концессионеров-2019 состоялось вручение Премии НАКДИ «ИНВЕСТИНФРА-2019». Премией были награждены представители ВЭБ.РФ, ЗАО «Лидер», Газпромбанка, Сбербанка России, Группы ВТБ и НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления.

Дарья ГодуноваКроме того, в рамках ОСК-2019 была проведена экспертная сессия «Новации в инфраструктуре: институты, инструменты, оценки и методики», модератором которой выступила член экспертно-методического совета НАКДИ, управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. Она рассказала о новых инструментах поддержки частных вложений в инфраструктуру, среди которых специальный инвестиционный контракт и соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

Евгений БарзыкинГенеральный директор ООО «Ресурсосбережение ХМАО» Евгений Барзыкин рассказал о том, что в марте 2018 год НАКДИ разработала рекомендации в области устойчивого развития и зеленых инвестиций. В настоящее время девять членов ассоциации, реализующие концессионные проекты в 11 субъектах России поддержали данные рекомендации и реализуют мероприятия, направленные на развитие рынка зеленых финансов в России. В частности,компания Ресурсосбережение ХМАО стала первым эмитентом зеленых облигаций в России. Выпуск облигаций, согласно Независимому заключению о выпуске зеленых облигаций (Green Bond Second Opinion) от рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH, полностью соответствует Принципам зеленых облигаций (Green Bond Principles 2018). Данный выпуск облигаций в 2019 году был включен в международный реестр зеленых бондов — базу данных Environmental Finance Bond Database.

Павел МитрофановУправляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов рассказал об опыте агентства в поиске точек соприкосновения между участниками рынка инфраструктурных проектов. В частности, агентство «Эксперт РА» проводит рейтингование проектных компаний, участвующих в реализации концессионных проектов: ООО «Магистраль двух столиц», ТЭПК «Кызыл-Курагино», ООО «Ресурсосбережение ХМАО». Также кредитный рейтинг присвоен долговым инструментам компаний «Главная дорога» и «Транспортная концессионная компания».

Мария ГоловкоРуководитель информационно-аналитического направления НАКДИ Мария Головко рассказала о деятельности Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру. НАКДИ создана в октябре 2015 года компаниями-концессионерами и негосударственными пенсионными фондами. Члены НАКДИ реализуют около 30 ГЧП-проектов с объемом инвестиционных обязательств более 500 млрд рублей в различных сферах: автомобильные дороги, общественный транспорт, обращение с отходами, водо- и теплоснабжение, физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты.

Людмила ВарфоломееваЧлен Межведомственной рабочей группы Минэкономразвития по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулированию выбросами парниковых газов Людмила Варфоломеева рассказала о федеральном проекте по сохранению озера Байкал, который является модельным пилотом в сфере инноваций, технологических решений и инфраструктурных инвестиций. В частности, она отметила, что спрос на воду к 2025 году в мире вырастит на 55%, в связи с чем охрана Байкала, который представляет собой 30% от общего объема чистой питьевой воды на планете, становится общемировой задачей.